Реакция Джорджа Буша
═
«Я выразил президенту Путину свою обеспокоенность», – так отозвался президент США Джордж Буш на известие о приговоре в Москве по делу руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Это высшая степень реакции официального Вашингтона на событие, произошедшее за рубежом. Обычно на значимые для американцев сообщения реагируют пресс-секретари Белого дома и Госдепартамента, реже – госсекретарь. Ныне Вашингтон откликнулся практически на всех уровнях (ожидаются также высказывания главы американской дипломатии Кондолизы Райс).
Буш упомянул о своих контактах с Путиным по этому вопросу. «Я выразил президенту Путину свою озабоченность по этому делу. Я объяснил ему, что у нас человек считается невиновным, пока не доказана его виновность, однако создалось впечатление, по крайней мере у людей из моей администрации, что он был признан виновным до справедливого суда. Другими словами, его бросили в тюрьму, а затем судили», – сказал Буш о судьбе Ходорковского.
С точки зрения Буша, главное в истории с ЮКОСом и ее менеджерами, вызвавшей столь болезненную реакцию во всем мире, – недостатки российской правовой и судебной системы. «Мы продолжаем отслеживать это еще не закрытое дело», – сказал президент. Столь резкую реакцию американского президента депутат Госдумы, советник ООО «ЮКОС-Москва» Алексей Кондауров объясняет тем, что президент Путин не сдержал обещания легкого приговора Ходорковскому. По имеющимся у него сведениям, на встрече 9 мая в Москве с Бушем Путин пообещал ему, что Ходорковскому дадут 5 лет, причем условно. Депутат сообщил «НГ», что эти сведения получены от американцев, но отказался комментировать, были ли его источниками представители Госдепартамента или других структур. Кондауров считает, что власть должна кардинально поменять свою позицию по Ходорковскому, «если, конечно, они что-то соображают в политике, в экономике». Иначе «Буш может обидеться, если с ним о чем-то договорились, но не выполняют».
═
Мнение Госдепартамента
═
Высказывания главы американского государства в Вашингтоне дополнил официальный представитель Госдепартамента Ричард Баучер. На пресс-брифинге, большую часть которого и заняла эта тема, Баучер отметил, что дело ЮКОСа в широком смысле вызывает вопросы по поводу российской приверженности ответственности, которую принимают на себя все демократические страны с рыночной экономикой. И в этой связи встречи Буша с российским президентом свидетельствуют о том, что «в последние шесть, девять, двенадцать месяцев эти отношения не являются такими, какими они были бы, если бы Россия последовательно шла по пути демократии и правления закона».
По словам Баучера, Буш и госсекретарь Райс неоднократно поднимали в беседах с Путиным вопросы, касающиеся российской судебно-правовой системы. Дело ЮКОСа, как считают эксперты, может быть поднято на предстоящей в начале июля встрече «большой восьмерки». В этой связи журналисты поинтересовались у Баучера тем, не намерен ли Белый дом поддержать законопроект об исключении России из «большой восьмерки», один из авторов которого, конгрессмен Том Лантос, находился в Москве в день вынесения приговора Ходорковскому и Лебедеву? Судя по словам Баучера, администрация не согласна с этим предложением, так как считает шаги по изоляции России контрпродуктивными. «Это дело и вынесенный приговор подрывают репутацию России и доверие населения к юридически-правовым институтам России, – считает Баучер. – Россия уже заплатила за это свою цену: упал уровень инвестиций, сами россияне ставят вопросы по поводу инвестиционного и делового климата в стране».
«Это страна, живущая в условиях довольно сложного переходного периода, и мы намерены и далее призывать ее идти к демократии и более сильной экономике свободного рынка. Но изоляция России к этому не приведет», – заявил Баучер. США будут и в дальнейшем продолжать использовать все встречи и беседы, чтобы оказывать на Россию давление в пользу укрепления законности, но в то же время не пойдут по пути прекращения сотрудничества в борьбе против терроризма и обеспечения ядерной безопасности. Не будет также Вашингтон препятствовать бизнесу американских фирм в России. Это было бы просто неумно и невыгодно как для США, так и России.
Как считает представитель Госдепартамента, российскому руководству предстоит осознать, что подобные процессы оборачиваются потерями для своей же страны. Не исключено, что оно уже ощутило негативный эффект от подобного процесса, считает американец, и может начать «что-то делать в этом направлении». «Вы знаете о Послании о положении страны, с которым выступил президент Путин месяц назад. Давайте посмотрим, сделает ли он то, что пообещал в этой речи», – сказал Баучер.
═
Реакция Европы
═
Как стало известно «НГ» из информированных источников во французской столице, реакция на приговор из Парижа скорее всего не последует. Официальное объяснение МИДа Франции – «индивидуальные судебные дела мы не комментируем». В стране, безусловно, следят за событиями в России. Однако за 1,5 года, которые длится разбирательство с ЮКОСом, интерес во властных структурах да и в обществе уже изрядно истощился, рассказывают французские дипломаты. Так совпало, что все внимание сейчас уделяется резким переменам во внутриполитической жизни самой Франции – перестановкам в правительстве после провала референдума по Евроконституции в минувшее воскресенье.
В Великобритании премьер-министр Тони Блэр и глава Форин оффиса Джек Стро также воздержались от публичных заявлений по делу Ходорковского. Представитель пресс-службы премьера Джонатан Фарр заявил «НГ»: «Мы внимательно наблюдаем за происходящим. Полагаем, что в интересах российского народа и будущего России иметь судебную систему, которая была бы полностью независима от правительства. Мы приветствуем слова президента Путина, сказанные в Послании Федеральному собранию, об эффективной судебной системе. Это важно для создания климата, в котором инвесторы будут чувствовать себя уверенно и знать, что право на собственность и иные права уважаются», – заявили на Даунинг-стрит 10.
Активно реагируют на произошедшее германские политики. По мнению сопредседателя фракции «зеленых» в бундестаге Катрин Геринг-Эккардт, приговор показал, что развитие демократии в России не достигло того уровня, «каким он должен бы быть, чтобы можно было долгосрочно поддерживать с этой страной прочные и стабильные отношения». Приговор, считает она, может быть понят только политически. Член парламентской фракции ХДС/ХСС Клаудиа Нольте, наблюдающая за процессом по делу ЮКОСа, заявила, что приговор, вынесенный Ходорковскому, – это еще один шаг, который разрушает доверие мировой общественности к системе правосудия в России. Именно потому, что Россия является для Германии важным партнером, необходимо, считает Нольте, чтобы это партнерство основывалось на общей системе ценностей. Но, как показал вынесенный во вторник в Москве приговор, Россия все больше от нее удаляется. Приговор Мещанского суда подвергся и критике обычно сдержанного в оценках председателя Восточного комитета немецкой торговли Клауса Мангольда. Один из виднейших представителей немецкой экономики, имеющий большое влияние на дела в российско-германском партнерстве, сказал, что находит приговор «неожиданно высоким и очень жестким». «Высшей критики», по его словам, заслуживает также то, каким образом налоговые требования к ЮКОСу превратились в государственное участие.
Мнение Совета Европы выразила докладчик ПАСЕ по делу ЮКОСА, экс-министр юстиции ФРГ Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер. В интервью «НГ» она указала на четкую политическую подоплеку процесса над Ходорковским, который не был «ни независимым, ни справедливым». По ее словам, победу в суде одержали враги верховенства закона и независимости правосудия. «Этот приговор серьезно подрывает доверие к России... Он должен заставить прозреть тех, кто до сих пор воспринимал Россию как кристально чистую демократию... Приговор демонстрирует, что в России нет юридической определенности. Немецкий бизнес должен взять себе это на заметку и подходить к инвестированию в эту страну с осторожностью», – заявила Лойтхойзер-Шнарренбергер.