Бизнес почувствовал себя скованно.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Судья Мещанского суда Москвы Ирина Колесникова вчера завершила чтение приговора по объединенному делу Ходорковского–Лебедева–Крайнова, оглашать который в течение двенадцати дней ей помогали судьи Елена Максимова и Елена Клинкова. В итоге экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев получили по 9 лет колонии общего режима, что также стало абсолютным рекордом по делам, не связанным с «убойными» статьями УК, – больше в последнее время получали только по обвинению в терроризме и убийствах. Суд признал, что по шести статьям УК Ходорковский совершил девять преступлений, Лебедев – восемь. Бывший директор АОЗТ «Волна» Андрей Крайнов осужден на пять лет условно. Суд также обязал Ходорковского и Лебедева выплатить по гражданским искам более 17 млрд. рублей. Такими образом, главные фигуранты получили на год меньше требуемого гособвинителем Дмитрием Шохиным, а Крайнов – на полгода. «Приговор мне понятен, – заявил по окончании оглашения Михаил Ходорковский. – Считаю его памятником басманному правосудию». Дело, включающее четыре сотни томов, слушалось в суде десять месяцев.
От имени всех адвокатов осужденных адвокат Генрих Падва заявил журналистам после оглашения приговора, что защита считает вынесенный приговор необъективным и незаконным, а весь судебный процесс «не имеет ничего общего с истинным правосудием». «Приговор, вынесенный Ходорковскому, будет доведен до каждого западного лидера и всего европейского сообщества», – заявил канадский адвокат осужденных Роберт Амстердам. По его мнению, «сегодня в Москве вновь был предпринят очередной шаг к легитимизации экспроприации ЮКОСа». Сам Михаил Ходорковский выступил с заявлением, которое огласил адвокат Антон Дрель. Отметив, что не намерен резко критиковать судью Колесникову, осужденный экс-глава ЮКОСа подчеркнул: «Для меня принципиально важно, чтобы мое оправдание состоялось на Родине».
Ключевой особенностью приговора руководителям ЮКОСа стало его практически полное соответствие тексту обвинительного заключения. По словам адвокатов подсудимых, приговор содержит те же обороты и даже те же языковые погрешности, а доводы защиты в нем никак не отражены. Но Ходорковскому и Лебедеву будут предъявлены новые обвинения. Как известно, им дополнительно инкриминируется ст. 174 УК о легализации (отмывании) доходов по уголовному делу, возбужденному в декабре прошлого года.
Таким образом, никакой приговор не изменил бы нынешнего положения Ходорковского и Лебедева – они остаются в заключении в любом случае. (Ходорковский находится под стражей один год, 7 месяцев и 6 дней – с 25 октября 2003 года, после ареста в аэропорту Новосибирска. Лебедев – год, 10 месяцев и 3 дня со 2 июля 2003 года, после задержания в госпитале им. Вишневского в подмосковном Красногорске.) А новое дело «догонит» их в процессе обжалования первого – как это произошло с сотрудником службы безопасности ЮКОСа Алексеем Пичугиным, осужденным на 20 лет по обвинению в организации убийства. Пока же, до вступления приговора в законную силу, осужденные останутся в «Матросской Тишине». Вчера адвокаты и сам Ходорковский заявили, что обязательно обжалуют приговор в течение отведенных законом десяти дней в судебной коллегии по уголовным делам Мосгорсуда.
Вместе с тем, как рассказал «НГ» адвокат Тимофей Гриднев, обжалование приговора может занять весьма длительный период. «Надо получить копию приговора, протокол судебного заседания, надо с ним ознакомиться, внести замечания по протоколу», – пояснил Гриднев. При этом он отметил, что в сентябре нынешнего года истекает срок давности по эпизоду с приобретением акций НИИУИФа. Если рассмотрение жалобы продлится как минимум до сентября, кассационная инстанция, по мнению Гриднева, должна будет прекратить уголовное дело по этому обвинению. Это, в свою очередь, может серьезно повлиять на пересмотр сроков заключения осужденных. «Срок давности по НИИУИФу может истечь до того, как приговор вступит в законную силу», – подчеркнул Тимофей Гриднев.
Адвокаты Михаила Ходорковского намерены подать дополнительную жалобу в Европейский суд по правам человека. Об этом заявила журналистам после оглашения приговора его адвокат Каринна Москаленко. По ее словам, защите «нечего рассчитывать на российское правосудие», поэтому она надеется на Страсбургский суд. Приговор в отношении Ходорковского Москаленко охарактеризовала как «политическую расправу с независимым бизнесменом и возможным политическим оппонентом».
...Родители Ходорковского поблагодарили журналистов за участие в судьбе их сына. «Спасибо вам всем», – сказал Борис Ходорковский по окончании оглашения приговора. Мать Ходорковского Марина заявила, что ее не удивил приговор суда. Марина Ходорковская также сообщила, что родственники уже получили разрешение на свидание с Михаилом и намерены в среду посетить его в СИЗО «Матросская Тишина».