За последнюю неделю уже второй близкий друг президента Владимира Путина потерпел сокрушительное поражение. Итоги голосования в крупнейшей земле Германии Северный Рейн–Вестфалия, состоявшегося 22 мая, вынудили канцлера Герхарда Шрёдера пойти на досрочные парламентские выборы с риском потери власти. Экономические реформы Шрёдера обернулись потерей позиций для партии СДПГ, и весьма вероятно, что новое правительство ФРГ ближайшей осенью сформируют консерваторы во главе с Ангелой Меркель. Наблюдатели полагают, что с учетом нынешней, весьма жесткой позиции ХДС/ХСС в отношении России г-же Меркель придется несколько скорректировать и линию правительства.
А минувшее воскресенье фактически подвело черту под политической карьерой другого мирового лидера – президента Франции Жака Ширака. Шираковскому лагерю, лоббировавшему проект Европейской Конституции, будет непросто пережить поражение на референдуме о ее судьбе. У Конституции оказалось почти 55% противников и лишь 45% сторонников. Европейский союз, разумеется, не прекратит из-за этого свое существование, поскольку он может функционировать на основе существующих договоров.
Итоги голосования прежде всего свидетельствуют об отрицательном отношении французов к политике собственного правительства. А высокая явка на референдум означает высокую легитимность его результатов. Уже в ближайшее время Франция получит новый кабинет министров, которому предстоит серьезно скорректировать политику Ширака–Раффарена. Место премьера займет более популярный и деятельный политик, чем Жан-Пьер Раффарен. (Предельная лояльность президенту – недостаточное основание, чтобы удержаться на высоком посту). Власть, конечно, постарается улучшить свой имидж к президентским выборам, которые запланированы на 2007 год. Однако сегодня сложно прогнозировать их исход в пользу шираковского лагеря.
Как бы там ни было, баталии, разворачивающиеся вокруг Елисейского дворца, должны быть интересны Москве. У Ширака мало шансов посадить в президентское кресло одного из своих ближайших сподвижников. В правом лагере как раз наибольшие шансы имеет главный противник Ширака, лидер пропрезидентской партии Николя Саркози. Он, кстати, открыто восхищается американской моделью и равнодушен к России. В Социалистической партии, которая является стержнем левого лагеря, сейчас наблюдается раскол. Но к 2007 году еще многое изменится. Франция вполне может получить и президента-социалиста. В любом случае Москве стоит иметь в виду, что основные деятели соцпартии далеки от миттерановских взглядов на Россию. Так что Кремль рискует потерять привилегированного политического партнера в лице Франции.
И германский, и французский случаи вновь продемонстрировали, что карьера европейского лидера (даже если он мирового уровня) находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в его стране и восприятия этого положения рядовыми избирателями. Собственно, это и есть демократия. Парламентская республика, которую в данном случае олицетворяет Шрёдер, или президентская республика, которую представляет Ширак, работают по принципу одинаковой ответственности перед избирателем. Сила же лидера проявляется в умении вовремя признать поражение и сделать соответствующие политические (кадровые) выводы.
Политики российского воспитания сегодня пытаются понять: зачем Шираку понадобился референдум, когда он мог протащить Конституцию через парламент, где у правящих правоцентристских сил большинство? То, что президент Франции не пошел на это, лишний раз подтверждает, что дело не в тексте, а в контексте. Формально Ширак действительно не был обязан проводить референдум. Однако Франция (со своей президентской моделью, которой очень симпатизируют в Кремле) уже длительное время живет в условиях прямой демократии. Это своего рода вертикаль по-французски. В этой стране принято выносить вопросы, касающиеся европейского строительства, так же как и любые другие вопросы, затрагивающие судьбу страны, на всеобщее обсуждение и голосование. При том что в парламенте сидят реальные партии, пришедшие во власть в результате реальной борьбы. Президент Владимир Путин лично восхищается сильной президентской властью во Франции. Осталось лишь понять, как она функционирует.