В Министерстве обороны скоро появится новая управленческая структура – «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» со статусом Федерального государственного учреждения (ФГУ). И тогда деньги, обещанные государством бесквартирным военнослужащим, широким потоком потекут для начала в эту посредническую контору, призванную их «обслуживать».
Именно так формулируют в правительстве, готовом на днях подписать соответствующее постановление, цель предприятия. Как пояснил «НГ» первый заместитель начальника Центрального организационно-планового управления капитального строительства МО РФ генерал-майор Александр Рыльский, всем офицерам и прапорщикам, которые получили первичные воинские звания в этом году, государство на именные счета положит не менее 37 тыс. руб. С каждым годом таких людей за счет выпускников военных училищ будет становиться все больше, а значит, будут расти ипотечные вклады. Всем этим надо управлять – потому и создается ФГУ.
«По сути, это будет федеральное агентство, которое займется преимущественно разработкой нормативно-правовых актов, ведением личных счетов участников жилищной программы, контролем за выделяемыми средствами и определением списка управляющих компаний, которые могут принять участие в накопительной системе», – заявил генерал.
Заметим, несмотря на то что ФГУ создается как структурное подразделение Минобороны, курировать оно по жилищным проблемам будет все силовые ведомства страны, где предусмотрена военная служба, – то есть внутренние войска МВД РФ, погранвойска ФСБ, ФСО, СВР и т.п. Таким образом, Министерство обороны в ближайшем времени значительно усилит свои полномочия. Напомним: в марте прошлого года Владимир Путин своим указом уже создал в системе МО три федеральные службы (по военно-техническому сотрудничеству, оборонзаказу и техническому и экспортному контролю) и одно агентство (Спецстрой), а также ввел в состав ВС железнодорожные войска. Теперь же военное ведомство в масштабах страны будет курировать и всю ипотечно-накопительную систему для служивых людей.
Цена вопроса – десятки, а позже и сотни миллиардов рублей. Так, по словам Рыльского, на реализацию новой ипотечной жилищной программы в 2005 году будет затрачено 1,3 млрд. рублей. В 2006 году цифра планируется в три раза большая (3,3 млрд. руб.). А к 2010 году суммарная цифра всех ипотечных счетов военнослужащих будут исчисляться уже сотнями миллиардов рублей. Все эти потоки и будет распределять и контролировать военное ведомство через создаваемое в его структурах ФГУ.
Советник аппарата комитета по обороне и безопасности Федерального собрания доктор исторических наук Владимир Гаврищук считает создание ФГУ в стенах Минобороны РФ вполне закономерным: «Правда, контроль за его деятельностью должен быть, конечно, усилен».
Между тем фактическое удвоение – в ближайшей перспективе – бюджета Минобороны некоторые политологи вовсе не считают обязательным условием решения квартирного вопроса военнослужащих. «Создание ФГУ по ипотеке, – рассуждает академик Академии военных наук Владимир Попов, – ответственный для Российского государства момент: всего через 10 лет это учреждение фактически будет координировать и направлять финансовые потоки, сопоставимые со всем военным бюджетом страны. Конечно, банки начнут соревнование за обладание ипотечными вкладами. И здесь нельзя исключать и злоупотребления, и коррупцию. Работы Министерству обороны прибавилось, конечно. И ответственность возросла. Но вот вопрос: как это связано с обороной? Не слишком ли много функций у Минобороны? Ведь ФГУ по накопительно-ипотечной системе можно было бы создать и в структурах Минфина, Минэкономразвития или как самостоятельное агентство в правительстве».
Стремление Минобороны к поглощению всего и вся, хоть сколько-нибудь имеющего отношение к армейской службе, понятно: процесс этот поможет недурно пристроить массу подлежащих увольнению в случае сокращения ВС высших офицеров. Но ситуация с созданием чисто финансовой структуры в недрах столь коррумпированного и закрытого ведомства действительно выглядит странновато. Известно, что контроль за крупными государственными финансовыми потоками результативен только в случае свободного доступа гражданского общества, в том числе и субъектов ипотеки, к информации об этих самых потоках. Однако, что мешает военному ведомству засекретить от Минфина, под предлогом гостайны, сведения об аффилированных с Минобороны компаниях? Хотелось бы полюбоваться и на контролеров Счетной палаты, маящихся у парадного подъезда беломраморного дворца на Арбате в бесполезной попытке проникнуть в «секретные материалы» армейцев. Какой простор открывается при этом для дальнейшего развития теплых отношений чиновников Минобороны с представителями избранных ими банков – можно только догадываться.
Настораживает и кулуарная обстановка, в которой готовился документ о создании ФГУ. Предшествующие преобразования – прошлогоднее создание в Минобороны трех федеральных служб и агентства – происходили по указу президента, в рамках широко рекламируемой административной реформы. Новая военная структура рождалась в тиши кабинетов, под сурдинку, без какого-либо представления общественности, без обсуждения. Между тем миллиардный проект напрямую затрагивает интересы миллионов граждан: через 15 лет участников ипотечного кредитования в вооруженных силах РФ ожидается до 500 тыс. человек. Учитывая их семьи, можно смело увеличить цифру вчетверо.