Христенко объяснил депутатам ситуацию с высокими ценами на топливо буквально на пальцах.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Государственная Дума планировала вчера обсудить проблемы влияния на посевную роста цен на топливо и тарифов на газ и электроэнергию с министром экономического развития Германом Грефом. Разговор ожидался жаркий. Но достался депутатам «на съедение» только министр промышленности Виктор Христенко. Официальный представитель кабинета министров на Охотном Ряду Андрей Логинов даже не стал вдаваться в причины отсутствия Грефа, просто сказав, что Христенко представляет консолидированную точку зрения правительства. Думское большинство без возражений проглотило этот жест неуважения – дело в том, что правительственный час на эту тему специально откладывался для того, чтобы на нем смог присутствовать главный экономист страны.
А Виктор Христенко был довольно жесток. Он напомнил парламентариям о том, что некоторое время назад они принимали постановление о экстренных мерах, которые должно, в свою очередь, принять правительство для урегулирования проблемы безудержного роста цен на бензин и дизтопливо. Заметим, что тон этого постановления был крайне ультимативным, от министров, кроме того, требовалось неукоснительно придерживаться его пунктов – даже докладывать об исполнении поручений строго в определенной последовательности. Но Христенко все это нарушил, а потом еще и сообщил депутатам другую неприятную новость – правительство не будет участвовать в работе над предложенным большинством законопроектом о госрегулировании тарифов, потому что он улучшению не поддается. И этот очередной жест неуважения единороссы проглотили вчера, не поморщившись. А затем Христенко и вовсе заявил им, что все их беспокойство о сельском хозяйстве совершенно напрасно и никакого катастрофического роста цен на моторное топливо в стране вовсе нет. Стоимость топлива, заметил министр, конечно, увеличивается, но зато не ощущается и его нехватки, в отличие, например, от Украины, где, по его словам, и цены в общем-то не остановлены, и на рынке нефтепродукты в дефиците.
В то же время министр дезавуировал всю нынешнюю российскую налоговую практику в нефтяной сфере и анонсировал наметки новой налоговой политики правительства. Основной смысл его замечаний был в том, что высокая мировая цена на нефть и налоговые изъятия внутри страны приводят к росту внутренних цен на нефтепродукты.
Прослушав эти обещания и предложения, депутаты разошлись на перерыв, чтобы собраться с силами перед вопросами министру. Однако прежде чем спрашивать его о проблемах села, ведшая заседание первый вице-спикер Любовь Слиска попросила Виктора Христенко прокомментировать ситуацию вокруг аварии в электрических сетях Московского региона. И сослалась на журналистов, которые атаковали ее вопросами об энергокризисе в думском фойе. Христенко сообщил, что всему виной «пожар и взрыв на подстанции «Чагино». По его словам, это привело к разрушению трансформатора и срабатыванию отключающей потребителя автоматики. При этом, правда, Христенко как-то вообще не говорил о московских проблемах, заметив только, что «Калужская и Тульская области перешли на изолированный режим функционирования по энергообеспечению». Позже перед работавшими в Думе журналистами выступил и пресс-секретарь РАО «ЕЭС России», повторив пресс-релиз. А Виктор Христенко пообещал, что из аварии будут сделаны выводы «и на технологическом, и на нормативном уровнях».