Александр Дзасохов: ну не президент я, а просто глава.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Инициатива осетинских властей, разжаловавших президента Александра Дзасохова в главы республики, может стать началом кампании федерального масштаба. Примеру Дзасохова могут последовать и власти других республик. Не случайно аналогичное требование появилось и у парламентариев в соседней Адыгее, что уже привело к политическому кризису в регионе. Действительно, в свете отмены губернаторских выборов почин осетинского главы не кажется случайностью. Речь может идти об окончательной ликвидации института регионального президентства на территории России.
Почин осетинских властей не оригинален. Как рассказал «НГ» лидер соседней Ингушетии Мурад Зязиков, еще два года назад он публично выступал с таким предложением. Но тогда оно не было принято. Вопрос о переименовании должностей президентов национальных республик ранее поднимал и спикер Совета Федерации Сергей Миронов, заявивший что «в России должен быть один президент». В то время подобная идея была еще не ко двору. Теперь понижение статуса руководителей национальных регионов, вероятно, признано целесообразным. Сам Зязиков пока не собирается менять название своей должности. Правда, он не исключил, что пойдет на это, если будет принята соответствующая поправка в закон на федеральном уровне.
Кстати, в Думе прошлого созыва член пропрезидентской группы «Народный депутат» Ищенко внес проект дополнения к статье 18 закона об общих принципах организации власти в субъектах РФ: «Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может совпадать с наименованием должности главы государства – президента Российской Федерации». Как пояснял тогда Ищенко, должность президента подчеркивает независимость и суверенитет субъекта Федерации, является «атавизмом» и «подлежит устранению». Атавизмом эта должность, по мнению Ищенко, стала с того момента, когда Конституционный суд признал неконституционным положение республиканских и областных конституций и уставов о суверенитете.
Впрочем, теперь федеральный Центр может обойтись без специального закона и даже не объявлять о подобной кампании – предпочитая, чтобы должности республиканских начальников менялись по инициативе снизу. Так, ранее никто не заставлял глав регионов обращаться к президенту за доверием. Каждое подобное обращение происходило по собственному желанию губернатора. Однако пример пионера в этом деле губернатора Сергея Дарькина оказался столь заразительным, переназначиться решили так много глав регионов, что вскоре стало очевидно: речь идет именно о кампании, санкционированной сверху для ускорения переходного периода от выборов к назначению.
То, что смена названия должностей руководителей национальных республик – тоже своего рода кампания, доказывают волнения в Адыгее. Там президент распустил парламент, ссылаясь на срыв бюджетного процесса. Но истинные мотивы могли быть совсем иными. Ведь депутаты (возможно, не без подсказки из Москвы) настаивали на том же, что и их осетинские коллеги: на понижении статуса Хазрета Совмена – с президентского на губернаторский.
Характерно, что депутаты парламента Северной Осетии приняли решение о новом наименовании высшего должностного лица республики единогласно. «Президент в стране должен быть один, – заявил, обращаясь к коллегам председатель парламента республики Таймарз Мансуров, – десятки президентов в одном государстве – это политико-правовой нонсенс». Вопрос о смене титула высшего должностного лица Северной Осетии поднимался еще в 1998 году, когда первый раз был избран нынешний президент республики Александр Дзасохов. Как заявил Таймураз Мансуров, «тогда по ряду обстоятельств Конституцию нельзя было трогать или вносить какие-либо изменения». Теперь, похоже, для принятия решения наступило самое подходящее время.
Кирсан Илюмжинов |
Муртаза Рахимов |
Хазрет Совмен |
Николай Федоров |
Валерий Коков |
Алу Алханов |
Минтимер Шаймиев |
Мустафа Батдыев |
Леонид Маркелов |
Леонид Потапов |
В настоящее время президентский титул носят 11 глав национальных республик:
Хазрет Совмен (Адыгея), Муртаза Рахимов (Башкортостан), Леонид Потапов (Бурятия), Кирсан Илюмжинов (Калмыкия), Валерий Коков (Кабардино-Балкария), Мустафа Батдыев (Карачаево-Черкесия), Леонид Маркелов (Марий Эл), Александр Дзасохов (Северная Осетия), Минтимер Шаймиев (Татарстан), Алу Алханов (Чеченская Республика) и Николай Федоров (Чувашская Республика).
Четверо руководителей национальных образований носят титул глава республики:
Баир Жамсуев (Агинский-Бурятский автономный округ) Михаил Лапшин ( Республика Алтай), Владимир Торлопов ( Республика Коми), Николай Меркушкин ( Республика Мордовия).