Сегодня лидер думской фракции «Единая Россия» Борис Грызлов намеревается в торжественной обстановке вручить партийные билеты 21 новому члену партии. Это произойдет перед началом заседания президиума фракции ЕР, традиционно проходящего утром в понедельник. Почему такому достаточно рядовому событию – пополнению рядов «партии власти», которая, по ее собственным данным, насчитывает сейчас 925 тысяч человек, – придается такое важное значение? Дело в том, что из 20 вступающих в партию ЕР депутатов – 11 бывших членов Народной партии. По сути пропрезидентская партия – сателлит ЕР теряет актив.
В коллективе новобранцев оказался и глава Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Аверченко, который тоже был членом Народной партии. К нему присоединились депутаты Аркадий Баскаев, Александр Белоусов, Виктор Войтенко, Николай Герасименко, Валерий Гальченко, Анатолий Иванов, Сергей Колесников, Юрий Конев, Георгий Леонтьев, Зелимхан Муцоев и Валентин Чайка. Таким образом, если раньше лидер НПРФ Геннадий Гудков оперировал примерно 17 (вместе со своим) голосами при продвижении каких-либо интересов своей партии – в том числе и в законотворческом процессе, то теперь в его распоряжении ресурс гораздо меньший. Кроме 11 перебежчиков в ЕР, НПРФ недавно покинул Валерий Зубов, а Геннадий Райков уже давно партийными делам не интересуется. Так что у Гудкова по сути дела осталось всего трое коллег – Анатолий Аксаков, Гаджи Махачев и Михаил Юревич, да и то, непонятно, сколько времени они будут пребывать в этом статусе.
Геннадий Гудков подтвердил, что большая часть его бывших однопартийцев приняли решение вступить в «Единую Россию». «На мой взгляд, это вызвано приближающимися выборами, – сказал Гудков. – Но я не разделяю мнения большинства, поэтому пока я остался в Народной партии. Мне предстоят долгие размышления на этот счет, предстоит определяться в этом отношении. Мои коллеги считают, что надежней с партией власти. Когда это все произошло, и я и Аксаков находились в зарубежной командировке. Поэтому каково будет решение его и мое – сказать очень сложно. Но совершенно очевидно, что Народная партия влияние в Государственной Думе на сегодняшний день потеряла. Это свершившийся факт».
Именно в бывшей партийной принадлежности новых «медведей» и заключается главный смысл той торжественности, которая придается процедуре их вступления. Ведь формально их кооптация в ряды «партии власти» уже состоялась 19 мая на заседании президиума Генерального Совета «Единой России». И хотя думский спикер Борис Грызлов причиной изменения ориентации бывших «народников» считает широкую внутрипартийную дискуссию, которая и позволила наконец этим людям найти свое место в партии, различные охотнорядские источники объясняют массовый переход членов фракции ЕР в члены одноименной партии совсем по-другому. Они согласны с Грызловым в том, что это, по его словам, «знаковое событие», но утверждают, что привели к нему прежде всего попытки Гудкова использовать численность группы «народников» в лоббировании некоторых экономических интересов. При этом, подчеркивают источники, он не очень корректно связывал это свое лоббирование с политической сферой, угрожая выходом своих однопартийцев из состава фракции ЕР, что бесповоротно уничтожило бы ее конституционное большинство в Думе – и без малейшего шанса на его сколько-нибудь быстрое восстановление. Кремлевским кураторам ЕР это, очевидно, надоело, и они нанесли по Гудкову превентивный удар.
Что же касается 9 других депутатов, просто значившихся беспартийными, то их вовлекли в плотные партийные ряды тоже для пущей безопасности. Тем самым разнообразные проекты – и фракции «Родина», которая грозила постоянно увеличивать свою численность именно за счет таких персонажей из думского большинства, и депутата Владимира Рыжкова, обещавшего создать официальную группу «новых республиканцев», теперь реальных оснований под собой фактически не имеют. В настоящее время из 303 членов фракции ЕР в партии «Единая Россия» состоят 292 человека и не исключено, что в скором времени в нее вступит еще около десятка депутатов.