Первые сто дней работы нового президента и правительства на Украине вопреки ожиданиям участников оранжевой революции завершились осознанием, что жизнь при новой власти мало чем отличается от «прошлой жизни». Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, похоже, постепенно перенимают опыт правления Леонида Кучмы: командно-административные способы управления экономикой, не вполне чистые и честные приемы борьбы с политическими противниками, особые правила игры для круга приближенных и избранных, ситуативное определение внешних партнеров.
Как и прежний президент, новая власть оправдывается тем, что иные механизмы руководства государством в существующей на Украине политической и экономической системе применить невозможно. Однако оранжевые лидеры забывают, что и Леонид Кучма начинал правление с подобных заявлений. В результате режим ручного управления страной (под лозунгом исключения из правил на время переходного периода) затянулся на десять лет. Собственно, именно поэтому Виктор Ющенко смог прийти к власти.
Однако теперь очевидно, что власть не стала более прозрачной и открытой, чиновники по-прежнему всесильны и недоступны, пресс-службы не информированы, а подковерные процессы идут своим чередом. Украинские телеканалы, как и прежде, ежедневно освещают и восхваляют каждый шаг власти. Изменились разве что заставки и информационные поводы. Производственник Кучма любил посещать крупные предприятия, где его встречали согласно советскому VIP-этикету. Эстет-Ющенко уделяет внимание народным традициям и национальным культурным мероприятиям с веночками, рушниками и желто-голубыми флагами.
За кадром остается тот все более очевидный факт, что новому президенту, как и его предшественнику, очень нравится власть в его руках. Ющенко не видит ничего плохого в том, чтобы без суда лично гарантировать амнистию преступникам, убившим журналиста Гонгадзе, если они помогут следствию. Или в том, чтобы позвонить генпрокурору и попросить освободить подозреваемого в совершении преступления, потому что родственники последнего подкараулили президента в хорошем расположении духа. Телефонное право на Украине существует и действует, а поэтому у стен президентской канцелярии ежедневно стоят сотни ходоков в надежде на благосклонность «царя».
И хотя президент сетует на отсутствие в стране нормальной системы власти и правосудия, но, похоже, не огорчается ролью заменителя этой системы. Даже наоборот, Виктор Ющенко не очень скрывает свое раздражение надвигающейся политической реформой, в результате которой его власть должна быть урезана.
Еще одним раздражающим президента фактором, судя по всему, становится Юлия Тимошенко, которая действует на свое усмотрение, не признавая абсолютное верховенство первого лица. Конфликт между Тимошенко и Ющенко обострился до крайности в связи с разразившимся на Украине бензиновым кризисом. Премьер ведет личную войну против российских нефтяных компаний, а президент предлагает им мирные переговоры. Кстати, подобная ситуация складывается и в отношениях власти с украинскими олигархами: пока президент проводит дружеские беседы с официально самым богатым украинским бизнесменом Ринатом Ахметовым, Тимошенко не оставляет попытки отобрать у него собственность.
Правая рука Ющенко – секретарь Совета нацбезопасности и обороны Петр Порошенко обвиняет главу правительства в непродуманных действиях, а она в ответ публично намекает на личные бизнес-интересы самого Порошенко. Аналитики уверены, что очень скоро этот конфликт Ющенко надоест и он отправит строптивого премьера в отставку.
Точно так же в свое время поступил Кучма, который через полгода после победы начал избавляться от людей из его предвыборной команды, которые, заняв высшие государственные посты, претендовали на независимость и отстаивали собственные взгляды. Каждый новый премьер в команде Кучмы был более послушным и управляемым, чем предыдущий. Уже к середине первого президентского срока бывший президент не стеснялся подписывать указы об отставке, которые мотивировались преступной попыткой премьера создать «собственный политический имидж».
Ющенко, конечно, не придется прибегать к таким формулировкам, у него и без того достаточно поводов для формального недовольства деятельностью премьера. Наиболее ярким и показательным является затеянный Тимошенко конфликт с российскими нефтяниками, который может надолго дестабилизировать ситуацию на Украине. Прогнозируемое повышение цен на топливо, которое неизбежно повлечет за собой удорожание всех услуг и товаров, грозит социальным взрывом. Он тем более возможен, что правительство Тимошенко такими же административными методами установило заниженный курс доллара, моментально обесценив сбережения большинства рядовых граждан. Причем это произошло на фоне ощутимого роста цен на товары первой необходимости.
Подогревает ситуацию то, что представители президентской партии «Наша Украина» опасаются, что из-за действий премьера они не смогут, как планировали, получить большинство по результатам мартовских выборов в Верховную Раду. Само же формирование партии, как и задачи «Нашей Украины», напоминают партийные инициативы Кучмы. Прошлый президент тоже выступал вдохновителем объединения разношерстных политических сил под вывеской партии власти. Так в свое время создавались Народно-демократическая партия и блок «За единую Украину!», которые, по идее, должны были сформировать парламентское большинство, чтобы проводить в жизнь планы президента. Кучма все время своей работы напирал на то, что ему мешает непослушная Верховная Рада. Показательно, что Ющенко тоже в последнее время начал критиковать парламент за отсутствие взаимопонимания и выражать надежду, что новый депутатский корпус будет «нашеукраинским»...
Первые сто дней новой украинской власти показали, что народ по-прежнему надеется на чудо. Согласно последним социологическим опросам, рейтинг Ющенко составляет 51%, Тимошенко – 55% (при этом почти 50% граждан признают, что не ощутили перемен в своей жизни с приходом новой власти).
Однако рейтинг Кучмы в 1994 году тоже составлял 52%. И он выступал с лозунгами борьбы с коррупцией и бедностью. Эти лозунги как раз очень нравятся народу. Разница состоит только в том, что победу бывшего президента обеспечили пророссийски настроенные восточные и южные регионы страны. При этом разрыв между Кучмой и его основным соперником Кравчуком (которого поддержал запад и центр Украины) составил менее 10%. Так же, как между Ющенко и Януковичем. Но нюанс состоит в том, что оранжевая революция научила украинцев менять власть, которая не нравится, не дожидаясь, пока она сама уйдет.