Официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер еще до окончания оглашения в Москве приговора по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева высказал на брифинге для журналистов 16 мая 2005 ряд критических оценок. В частности, он отметил, что процесс явно ставит под вопрос такие аспекты политической системы в России, как правление закона, независимость судебной системы от других ветвей власти, неприкосновенность частной собственности, предсказуемость налогового законодательства.
Отвечая на вопрос об отношении администрации США и американских инвесторов к суду над руководителями ЮКОСа, Баучер заявил: «Мы учитываем комплексный характер юридического процесса, включая и то, что Ходорковский и Лебедев имеют право на апелляцию и их правовые шаги будут продолжены┘ Это дело уже давно вызывает нашу обеспокоенность. Такие аспекты собственно суда, как судьба ЮКОСа; налоговые претензии, предъявленные задним числом и объемом большие, чем доходы; замораживание счетов, препятствующее выплате налогов; вызывающая вопросы аукционная продажа активов».
По словам Баучера, многое из названного непосредственно затрагивает сюжет о том, «правит ли закон в России». В частности, возникают вопросы по поводу того, наличествуют ли в стране такие проявления, как независимость судебной системы, святость контрактов и прав собственности, предсказуемый налоговый режим. Все происходящее, бесспорно, вызвало сомнения у потенциальных инвесторов по поводу условий, в которых будут находиться их инвестиции в России. Суд может документально подкрепить эти сомнения и тем самым окажет отрезвляющее воздействие на инвесторов.
Как заявил Баучер, это и другие подобные дела ставят под вопрос приверженность России обязанностям, которые берут на себя демократические страны с рыночной экономикой. То, как велось дело Ходорковского, считает представитель госдепартамента, подорвало репутацию России и доверие к ее правовым институтам. «Мы считаем, что в интересах правительства России сделать так, чтобы весь мир убедился в его намерении своевременно и непосредственно внести исправления в те системные слабости, которые вскрыло это дело», – заявил официальный представитель госдепартамента.
«Как прореагировали российские власти на критику со стороны госекретаря США Кондолизы Райс?» – прозвучал вопрос в госдепе. «Пока рано сказать, так как мы еще не знаем весь приговор, – заявил Баучер. – Думаю, что в конце концов этот вопрос лучше адресовать российским властям. Именно вопрос о том, насколько они приняли в этом деле во внимание озабоченность не только Соединенных Штатов, но и многих других, в том числе представителей бизнеса».
Вчера также поступила реакция Европейского союза. «Еврокомиссия не намерена и не может судить, виновен или нет господин Ходорковский, – заявила представитель Еврокомиссии по внешнеполитическим вопросам Эмма Удвин. – Однако для нас важен сигнал, который посылает Москва предпринимателям и инвесторам. Важно, насколько прозрачны и недискриминационны условия инвестирования в России».