Путин и Назарбаев всем своим видом демонстрировали, что их страны – последние островки благополучия в СНГ.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера у президента России выдался очень напряженный рабочий день. Утром в своей резиденции, которую в Челябинске называют «правительственной дачей», он встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Потом два президента отправились пить пиво, затем поехали на каток. А под занавес провели совещание глав приграничных регионов России и Казахстана.
═
Вышел к людям, попил пива – и на каток
═
Утром в сохранившемся еще с обкомовских времен особняке Путин и Назарбаев поговорили об «общенациональных задачах». Затем отправились на возложение венков к Вечному огню. Тем временем все силы местных челябинских спецслужб были брошены на зачистку местного Арбата – улицы имени Кирова, в просторечье именуемой Кировкой. Уже с самого утра там буквально у каждого столба стояли милиционеры. Люди постепенно собирались в конце бульвара Славы. Выход двух лидеров был встречен громкими продолжительными аплодисментами и криками «Ура!». И только одна пожилая женщина с надрывом кричала: «Господи!» «Приехал наконец, три часа ведь стояли ждали», – чуть не плача вторила ей дама средних лет. «Дайте хоть посмотреть на него», – пытался преодолеть кордоны сотрудников охраны мужчина.
Назарбаев, вероятно, чувствовал себя не очень комфортно – внимание челябинцев сосредоточилось на Путине. Это был настоящий кошмар для сотрудников службы безопасности: президенту жали руки, хватали за рукав пиджака и выставляли вперед детей.
Пообщавшись с народом, Путин и Назарбаев отправились вверх по Кировке и остановились у скульптуры дамы с металлическим зеркалом, именуемой в Челябинске «кокеткой». Глава России не мог не воспользоваться случаем взглянуть на свое изображение.
Осмотрев достопримечательности, два президента зарулили в ирландский бар «Fox & Goose» прямо в конце Кировки. Официанты с утра были предупреждены, что высокие гости могут «зайти позавтракать или пообедать». Президенты, вместе с Суминым и Латышевым, уселись на открытой веранде бара и заказали пивка. Официантка вскоре принесла им три бокала. Не досталось Латышеву. Но досадное недоразумение было исправлено. Пили Harp. Назарбаев рассказывал, какой замечательный пивной завод недавно построили в его стране. По жестам обедающих можно было понять, что градус у пива достаточно серьезный. Оно казахстанскому президенту понравилось. «Хорошее пиво», – сказал Назарбаев официантке, прощаясь. «Спасибо!» – коротко поблагодарил Путин.
Поллитровый бокал, который опрокинули гости ирландского заведения, стоил 180 руб. Но для высокопоставленных посетителей напиток налили бесплатно. «Ну мы их как бы угощали», – говорили ошарашенные уровнем визита официанты. Самыми удачливыми оказались три челябинских бизнесмена, которые каждый день ходят в этот бар «пивка треснуть». Вчера они получили автограф Путина, который теперь станет для них «охранной грамотой»: они наверняка его как-нибудь предъявят представителям налоговой службы.
«Выпил, разделся┘ Жарко ему», – сочувственно произнесла старушка в ярко-розовой кофточке, наблюдая за тем, как Путин садится в бронированный лимузин по завершении прогулки. Однако программа была в самом разгаре: два президента отправились смотреть на новый конькобежный стадион «Уральская молния», названный в честь Лидии Скобликовой. Известная челябинская спортсменка встречала двух президентов на катке. Ее коллег очень интересовало, умеет ли Владимир Путин кататься на коньках, о чем она и спросила руководителя страны. Президент России действительно умеет многое – летать на самолете, ездить на КамАЗе, а вот кататься на коньках, как он сам признался, – это не для него. «Копыта разъезжаются», – объяснил он спортсменке.
═
Самый высокопоставленный лоббист Магнитки
═
Ближе к вечеру на совещании двух президентов с руководителями приграничных территорий собрались российские губернаторы и казахстанские акимы. Владимир Путин много рассказывал об эффективности приграничного сотрудничества России и Казахстана, а его коллега Назарбаев был куда более предметен. Он напомнил про антидемпинговое расследование, которое ведут правительства двух стран, про нерешенный до сих пор вопрос унификации газовых тарифов для казахстанских компаний, а также о значительных расхождениях таможенной статистики двух стран. Кроме того, Назарбаев предложил ввести единые таможенные пункты. «Это позволит ускорить прохождение машин в три раза, а оплату сократить в два раза. Это будет выгодно всем», – уверял Назарбаев. Следующую встречу руководителей приграничных территорий он предложил провести в Уральске. «Но вообще, может, и в каком-нибудь другом городе», – сделал широкий жест казахстанский президент. А потом обратился к акиму Уральска: «Ну что, принять-то сможешь?» Аким, разумеется, взял под козырек.
Главное и, пожалуй, единственное, о чем договорились Путин и Назарбаев, – отменить решение о введении с 24 мая этого года нового порядка проезда российских и казахстанских граждан по заграничным паспортам. Президенты подписали заявление, в котором правительствам обеих стран дано указание принять нормативные акты, по-прежнему разрешающие использование внутренних паспортов. «Беспрепятственное общение людей – лучшая основа для успешной государственной политики», – заявил Путин.
А вот тему Узбекистана два лидера старательно обходили. Путин во вступительной речи на совещании не стал зачитывать абзац, в котором шла речь о необходимости укрепления коллективной безопасности на приграничной территории, особенно в связи с ситуацией в Центральной Азии и Узбекистане. Назарбаев также не упоминал Узбекистан. А журналистам задать этот вопрос двум лидерам возможности не представилось: запланированный было подход двух президентов к прессе отменили. Что касается обсуждения этой темы в беседе двух лидеров тет-а-тет, то, как рассказал «НГ» источник в Кремле, Путин и Назарбаев говорили об этом лишь вскользь, в связи с предстоящим в июле в Астане саммите ШОС (Шанхайской организации сотрудничества). «Мы заинтересованы в том, чтобы ситуация в Узбекистане была стабильной, но транспарентной», – кремлевский чиновник старался говорить предельно лаконично.
Другая скользкая тема, неожиданно возникшая в отношениях России и Казахстана, – взаимоотношения Магнитогорского металлургического комбината и Соколовско-Сарбайского горно-производственного объединения. Последнее перестало поставлять Магнитке руду. В результате комбинат был вынужден остановить доменную печь. Напомним, что накануне, в понедельник вечером, президент сказал руководителю Магнитки Виктору Рашникову, что знает о проблемах предприятия и поговорит об этом с казахстанским коллегой. По неподтвержденным данным, такой постановкой вопроса не доволен Назарбаев. Так это или не так, неизвестно. Но высокопоставленный источник в Кремле, комментируя тему Магнитки, сообщил «НГ», что президенты проблему ММК не обсуждали. А «хозяйствующие субъекты должны договариваться между собой, а не задействовать государственные органы», – бросил он упрек руководителям Магнитки.
═
Челябинск