Чтобы отказаться от выполнения общероссийского закона, Зязикову пришлось связаться с Государственной Думой.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Государственную Думу поступил законопроект, требующий временно отменить в Ингушетии суд присяжных. В соответствии с документом вновь он может быть введен в республике только с 1 января 2015 года. Напомним: пока что без суда присяжных в России живет только соседняя с Ингушетией Чечня, где этот институт планируется вводить с начала 2007 года. В Ингушетии он существует уже больше двух лет – с 1 января 2003 года. Теперь же парламент республики счел введение новшества «преждевременным» и не соответствующим специфическим местным условиям. Ликвидация судов присяжных станет еще одним примером того, как российские законы утрачивают силу на территории двух северокавказских республик (см. справку).
Ингушские парламентарии оказались предельно откровенными, подчеркнув, что «введение института присяжных заседателей на территории Республики Ингушетия негативно сказалось на осуществлении правосудия в силу различных объективных и других причин». Некоторые причины они назвали: например, проблему с составлением списков заседателей – из-за того, что не определены границы муниципальных образований, а также самой республики, что осложняется еще и огромным числом беженцев. Местными законодателями было сделано и такое громкое заявление в адрес их федеральных коллег: «Напряженная ситуация в республике, связанная с проведением в Чеченской Республике контртеррористической операции и в целом вооруженным конфликтом на Северном Кавказе, высоким уровнем безработицы в республике, незащищенностью присяжных заседателей от преступных посягательств, угроз в их адрес, и другие факторы препятствуют качественному, эффективному и объективному осуществлению правосудия, а также достижению цели создания института присяжных заседателей в России. В такой ситуации присяжные заседатели не могут быть объективны в своих суждениях о виновности или невиновности подсудимых».
Парламент Ингушетии привел примеры. По сведениям его депутатов, за время существования института присяжных ими были рассмотрены всего 4 дела – и по каждому из них вынесены оправдательные приговоры. Все представшие перед судом граждане, судя по перечисленным в пояснительной записке к ингушскому законопроекту статьям УК, обвинялись в принадлежности в незаконным боевым формированиям. Один из них, оправданный присяжными в июле 2004 года, в дальнейшем, по информации Верховного суда Ингушетии, участвовал в громких терактах – как в самой республике, так и в Северной Осетии. Фамилия человека не указана, он назван просто гражданином М. Депутаты из Ингушетии делают вывод: «При подобных обстоятельствах говорить о соблюдении таких принципов правосудия, как справедливость, гуманизм, законность и неотвратимость наказания, а также о достижении цели наказания – «восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений» – не приходится».
Некоторые депутаты Государственной Думы согласились со своими ингушскими товарищами. Например, Франц Клинцевич, отвечающий в партии «Единая Россия» за Северный Кавказ, заметил корреспонденту «НГ», что ситуация там действительно неподходящая для нормальной работы судов присяжных. Зампред комитета по законодательству Валерий Гребенников также не мог не признать правоту региональных коллег, заметив при этом, что и для Чечни появление там присяжных уже в 2007 году, возможно, слишком рано. При этом, правда, тот же самый думский комитет по законодательству уже 11 мая без особого внимания к деталям ингушского законопроекта его обсудил и принял решение отправить инициативу назад, поскольку в документе были нарушены нормы Конституции РФ и регламента Думы. Любопытно, что глава комитета Павел Крашенинников об этом, судя по всему, просто не вспомнил, потому что в ответ на просьбу корреспондента «НГ» прокомментировать ситуацию заявил, что о таком законопроекте ничего не знает.══
═
Чем отличаются Чечня и Ингушетия от других регионов России
═
По насыщенности войсками Чечня и Ингушетия являются самыми милитаризированными регионами страны. Численность силовых структур в Чечне, по данным министра обороны Сергея Иванова, составляет около 80 тысяч человек. Основные силы – армия – 30 тыс. военнослужащих, подразделения МВД республики – 17 тыс. чел. и погранвойска – около 3,5 тыс. чел. Кроме того, в каждом крупном населенном пункте имеются комендатуры, в состав которых входят стрелковые роты (до 100 «штыков»).
В Ингушетии дислоцируется 126-й полк Внутренних войск (ВВ) МВД РФ численностью около 700 человек, 503-й мотострелковый полк 19-й мотострелковой дивизии 58-й общевойсковой армии СКВО ВС РФ – в его рядах более 1500 солдат и офицеров, 40 танков и более 100 БМП и БТР.
Чечня – единственный субъект РФ, призыв в армию в котором входит в противоречие с экстерриториальным принципом комплектования ВС РФ. Призывники из Чечни служат только на территории республики. Как правило, они тут же подписывают контракт, то есть получают 15 тыс. руб. жалованья в месяц.
В Чечне и Ингушетии самый высокий уровень безработицы среди═ субъектов РФ. В Чечне он достиг, по официальным данным, 80% от трудоспособного населения. В Ингушетии, по неофициальным данным, он составляет 35% (по официальным данным – 16%).
В Чечне и Ингушетии в отличие от других национальных республик практически не осталось русскоязычного населения.
Чечня – самый дотационный регион РФ (бюджет республики дотационный на 85%). Ингушетия входит в десятку самых дотационных субъектов РФ.
Обе республики требуют от федерального Центра создания на их территории Свободной экономической зоны или Зоны интенсивного экономического развития.