0
841
Газета Политика Интернет-версия

16.05.2005 00:00:00

Ходорковского выгоднее отпустить

Тэги: ходорковский, юкос, приговор, лебедев, опрос


Виктор Геращенко, председатель совета директоров ЮКОСа

 

Я считаю, что имиджевые потери России полностью отыграть невозможно. Для любого серьезного инвестора пример того, что почти за год произошло с ЮКОСом, будет отпугивающим. Если помните, когда объявлялся аукцион, государству был предложен цивилизованный путь решения проблемы. Группа МЕНАТЕП была готова продать свои акции ЮКОСа, и о своей готовности приобрести их с аукциона или по договоренности с государством в счет требований, определенных судом, заявили частные компании из Италии, Франции, США. Предложение поступало и от Shell’a. Они хотели купить контрольный пакет у МЕНАТЕПа, оставив миноритариям то, что они имеют, и уступив часть пакета той структуре, которую укажет государство, будь до «Роснефть» или «Газпром». За иностранным приобретателем осталось бы, таким образом, 35%. Это был бы реальный выход, и в стороне остались бы все вопросы о том, правильно ли выносились решения суда и составлялись акты налоговой полиции. Однако такой путь был отвергнут, и теперь восстановить имидж страны очень сложно. Иностранные инвесторы теперь каждый раз будут серьезно задумываться о том, идти или не идти на российский рынок. Конечно, рано или поздно все равно пойдут, потому что видят, что страна обладает мощными ресурсами и возможностями, но это все время будет ныть, как заработанный ревматизм.

 

Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии

 

Сейчас любой шаг Путина ухудшает его позицию. Отпустить Ходорковского – значит, признать свою слабость и несостоятельность обвинения. Оставить в тюрьме – значит, усугубить те негативные тенденции, развивающиеся в последние два года. Но вместе с тем с политической, а не имиджевой точки зрения, если Ходорковский останется в тюрьме, он, безусловно, резко и быстро трансформируется в независимого политика и оппозиционного лидера. Если же он выйдет на свободу, то будет связан системой обязательств перед Кремлем, который его отпустил. С точки зрения реальной политики для Кремля выгоднее Ходорковского отпустить. Поэтому ситуацию следует рассматривать с точки зрения не имиджа, а политики как таковой.

 

Михаил Задорнов, независимый депутат Госдумы

 

Потери от дела ЮКОСа для страны, безусловно, есть, но это уже состоявшиеся потери. Все произошедшее с ЮКОСом уже включено в оценку инвестиционного климата, в оценку российской судебной системы и так далее. Приговор, с моей точки зрения, здесь ничего уже не добавит. Он просто еще раз привлекает внимание к делу, но сам по себе ничего не ухудшает и не улучшает. Что же может здесь сделать российское политическое руководство? Только одно – это предпринять ряд шагов, чтобы и внутриполитической линией, и экономической политикой, и отношением к праву собственности продемонстрировать, что дело ЮКОСа является исключением, а не правилом. Вот этим и надо было бы начать заниматься уже на следующий день после вынесения приговора.

 

Константин Ремчуков, помощник министра экономического развития РФ

 

Выход всегда есть. Но знают ли о нем те, кто должен вести к этому выходу, – в этом проблема. Кому-то он кажется очевидным. В частности, иностранцам. Определенные усилия предпринимают президент и премьер – когда заявляют, что надо прекратить терроризировать бизнес. Но динамика инвестиций и экономического роста показывает, что этого недостаточно. Выход заключается в необходимости честно подвести итоги предыдущей деятельности бизнеса, общества и государства. И на базе подведенных итогов дать отмашку в новую жизнь, чтобы люди перестали дрожать. Когда объявляют: давайте перестанем терроризировать общество и введем срок давности по сделкам приватизации в три года, то это не совсем так, потому что все видят, что в последние годы родился более мощный инструмент – налоговых претензий. А по налоговым претензиям никаких сроков давности не вводится. И все прекрасно понимают, что, отработав инструмент налоговых претензий за 1999 год, 2000-й и 2001-й, вы можете сколько угодно объявлять срок давности по сделкам приватизации – есть возможность отнять бизнес через налоговые претензии. Нужны шаги, и они возможны, которые бы реально закрывали возможность отобрать бизнес, в большинстве случаев имеющий темные пятна в своем генезисе. Общество успокоится, как только это будет сделано, как только будет подан сигнал судам, которые за последние полтора года радикально пересмотрели количество дел в обвинительную сторону. Сейчас 90% всех дел рассматривается в пользу налоговых органов. А полтора года назад было всего 10%. На самом деле есть целый комплекс мер, указаний, которые ощутит и общество, и бизнес. Люди поймут, что власть реально заинтересована в партнерстве с бизнесом, что деловой климат выравнивается, что общество преодолевает эти негативные последствия. Выход есть. Вопрос только в политической воле и разумности шагов, которые должна предпринять власть. Она ключевой игрок в этом деле.

 

Геннадий Гудков, член комитета Госдумы по безопасности

 

Возможности существуют: не делать таких ошибок в дальнейшем и найти способ сдемфировать нынешнюю ситуацию. Самое главное – власти нужно определиться в отношениях с остальным бизнес-сообществом. Дать бизнесу четкие и твердые гарантии – и не только словесные, но и законодательные, а главное, подтвердить их на практике. Это первое, что должно успокоить бизнес и запустить остановившийся инвестиционный процесс. Второе – надо объявить амнистию беглому капиталу. Она и так фактически сейчас заложена в послании президента, но нужно ее более четко объявить и более внятно прописать. И третье – надо наконец выработать внятную и четкую, понятную и направленную на поддержку национального производителя программу использования нынешних больших денег, свалившийся на Россию в виде настоящего золотого дождя. Мы можем удвоить ВВП только в том случае, если страна поверит в серьезность экономической политики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
623
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1052
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
888
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
822

Другие новости