Одно из последних фото Ходорковского на свободе.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Сегодня в Мещанском межмуниципальном суде Москвы должно наконец начаться оглашение приговора по уголовному делу Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова. Как и весь процесс, вынесение приговора сопровождается скандалами: сначала – переносом без объяснения причин, а теперь – заявлением Генпрокуратуры о намерении предъявить фигурантам новые обвинения в легализации преступных доходов.
Дело ЮКОСа является ключевым вопросом внутренней и внешней российской политики на протяжении почти двух лет – с июня 2003 года. Общественное внимание к делу в России и особенно за ее пределами, заметное с самого начала, стало еще более пристальным, когда у компании начали отбирать собственность. Скандальный аукцион по продаже «Юганскнефтегаза» 19 декабря 2004 года можно считать первым серьезным ударом, после которого наша страна начала нести невосполнимые имиджевые потери. Как заявила «НГ» докладчик ПАСЕ по делу ЮКОСа, экс-министр юстиции Германии Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер, «процесс над бывшим руководителем ЮКОСа навредил России, в частности это выражается в сдержанности иностранных инвесторов». А американский адвокат Михаила Ходорковского Роберт Амстердам, комментируя «НГ» предстоящее оглашение приговора, заявил: «Незаконные действия внутри страны неминуемо встревожат всех партнеров России на международной арене и заставят их усомниться в надежности сотрудничества с ней».
Позиция Запада и ее влияние на дело ЮКОСа стали особенно заметны после того, как назначенное на 27 апреля оглашение приговора перенесли на 16 мая. Почти все версии такого переноса (исключение нашлось только одно: зыбкое предположение, что судья не успела написать текст приговора) были сугубо политическими. Говорили о влиянии на Фемиду прозападных либеральных пассажей президентского Послания, о нежелании Москвы осложнять отношения с Западом накануне московского саммита, приуроченного к празднованию 60-летия Победы, и о намерении приурочить оглашение приговора к началу варшавского саммита Совета Европы.
Возможная связь переноса даты оглашения приговора с попытками России сохранить хотя бы видимость нормальных внешнеполитических отношений обнадеживала. Многие наблюдатели увидели в этом шанс на смягчение приговора или назначение условного наказания, а то и вовсе на вынесение оправдательного вердикта. Правда, не все: Роберт Амстердам, например, говорит: «...единственный приговор, которого я ожидаю, – виновен... Речь идет о политическом процессе и, к сожалению, приговор будет вынесен из политических соображений».
Прозвучавшее 13 мая заявление прокуратуры подтвердило пессимизм адвоката и показало всю призрачность надежд на освобождение Ходорковского и Лебедева. Официальный представитель Генпрокуратуры РФ Наталия Вишнякова сообщила, что следствие намерено в ближайшее время предъявить им новые обвинения. По словам Вишняковой, «речь идет об обвинении в легализации денежных средств, исчисляемых миллиардами рублей», которое планируется предъявить в рамках уголовного дела, возбужденного в декабре прошлого года.
Сам Михаил Ходорковский в своем заявлении по этому поводу, переданном через адвокатов, предупреждает, что «публичные, подтвержденные международным аудитом отчеты, международный состав совета директоров и финансового руководства компании ЮКОС с 1999 по 2004 год гарантируют неизбежность встречного международного разбирательства с предсказуемыми для любого эксперта последствиями». Однако с учетом новых заявлений Генпрокуратуры и неудач ЮКОСа в американских судах нетрудно предположить, что инициаторы преследования компании Михаила Ходорковского вряд ли прислушаются к его предупреждению.
═
Накануне оглашения приговора бывшему руководителю ЮКОСа его американский адвокат Роберт Амстердам дал эксклюзивное интервью «НГ». По его мнению, защита не уделила достаточного внимания российской общественности, реакция которой могла бы положительно сказаться на исходе дела.
═
– Какую оценку вы можете дать состоявшемуся процессу над Михаилом Ходорковским?
═
– Это вообще нельзя назвать юридическим процессом. Это – сугубо политический процесс. Это фарс, и, назвав его юридическим, я бы признал законным дело, которое таковым не является.
═
– Какой приговор, по вашему мнению, будет вынесен Ходорковскому?
═
– Единственный приговор, которого я ожидаю, – виновен, потому что дела как такового не было. У обвинения нет никаких доказательств, которые бы с юридической точки зрения давали суду право выносить такой приговор. Но речь идет о политическом процессе, и, к сожалению, приговор будет вынесен из политических соображений, а не на основании тех материалов, которые были представлены суду.
═
– Генпрокуратура России объявила, что намерена предъявить подсудимым новые обвинения. Как вы оцениваете эти заявления?
═
– Как я уже не раз говорил, я вообще не считаю, что проводимое расследование имеет что-либо общее с законом. Так что я в принципе не стал бы комментировать этот момент.
═
– Как приговор Ходорковскому отразится на отношении к России в Европе, США и в мире в целом?
═
– Существует такая прописная истина: мир воспринимает отдельное государство на основании того, как оно организует свою внутреннюю политику. Иными словами, незаконные действия внутри страны неминуемо встревожат всех партнеров России на международной арене и заставят их усомниться в надежности сотрудничества с ней. Особенно, если эти действия включают нарушение основных прав подсудимого.
═
– Пристальное внимание международной общественности к делу Ходорковского оказывало какое-либо влияние на ход процесса?
═
– Внимание мирового сообщества к делу Ходорковского, безусловно, оказывало влияние на этот процесс. Однако для того, чтобы это влияние действительно возымело эффект, необходимо было в значительно большей степени привлечь внимание российской общественности. Я часто жалею о том, что до сих пор мы делали основной акцент на Запад, а не на российскую публику. Я уверен, что в России живут миллионы образованных свободомыслящих людей, которые сильно встревожены таким показным процессом. Нужна и их активная реакция, не только Запада.
═
– Считаете ли вы, что решение Владимира Путина не принимать участия в саммите Совета Европы в Варшаве связано с предстоящим оглашением приговора?
═
– Откровенно говоря, я не готов комментировать действия Владимира Путина. Тем более я не могу знать, чем руководствуется российский президент при принятии решений.
═
– На какой стадии находится рассмотрение жалоб Ходорковского, Лебедева и Пичугина, направленных в Европейский суд по правам человека?
═
– Я не компетентен отвечать на этот вопрос. Конечно, мне известно, на какой стадии находятся жалобы Лебедева и Ходорковского в Европейский суд по правам человека, но за такой информацией я бы посоветовал обратиться к российским адвокатам моего клиента, непосредственно связанным с процессом в Страсбурге.
═
Докладчик ПАСЕ по делу ЮКОСа, экс-министр юстиции Германии Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер
═
Огромный интерес международной общественности к делу ЮКОСа, критика миром происходящего отразились и на самом процессе в России. Напомню, судебные заседания пришлось сделать открытыми. Более того, власти стали оправдываться за нарушения верховенства закона и процессуальных норм. Наконец, политики вынуждены были воздерживаться от применения «сценария Ходорковского» к другим.
Но суд над г-ном Ходорковским не был справедливым. Причиной тому – серьезные нарушения верховенства закона и процессуальных норм Российской Федерации. Можно утверждать, что на решения российских судов в целом влияют иные государственные органы власти.
Полагаю, что Ходорковский получит от восьми до десяти лет лишения свободы. Обвинительный приговор негативно скажется на имидже РФ в Европе и в США. Очевидно, что уже сам процесс над бывшим руководителем ЮКОСа навредил России. В частности, это выражается в сдержанности иностранных инвесторов. Возможно, с началом оглашения приговора Ходорковскому связано и решение президента Владимира Путина не ехать на третий саммит Совета Европы, который открывается сегодня в Варшаве. На этой встрече в верхах Россия столкнется с осуждением собственной политики, в частности функционирования своей судебной системы и ограничением свободы СМИ. Думаю, и поэтому Путин не едет в Варшаву лично.
═
Кто придет сегодня к Мещанскому суду
═
Пикет в поддержку обвиняемых по делу ЮКОСа намерена провести сегодня группа «Совесть» напротив здания Мещанского суда с 12 до 14 часов. По словам активистов, разрешение на проведение акции получено от префектуры ЦАО Москвы. Предполагаемое количество участников, по версии «Совести», 200–300 человек. «Пикет будет не менее масштабным, чем в прошлый раз», – сказали в группе «Совесть» (27 апреля здание суда пикетировали около 200 человек). В основном это будут активисты группы «Совесть», но предполагается, что их, как и раньше, поддержат члены СПС и «Яблока».
В пресс-службе СПС сообщили, что «на партийном уровне не планируется никаких акций, но, насколько нам известно, члены нашей партии примут участие в пикете 16 мая». «Участие в этой акции – личная инициатива членов партии», – подчеркнули в пресс-службе СПС. Член федерального совета партии «Яблоко» Алексей Мельников сообщил «НГ», что члены партии непременно примут участие пикете. «Не могу сказать точно, сколько человек придут к зданию суда, но и Сергей Митрохин, и я в публичных выступлениях призывали людей поучаствовать в пикете, – заявил Алексей Мельников. – Призываем всех, однако надо помнить, что по закону количество участников пикета строго регламентировано. Постараемся придерживаться этих ограничений, но я думаю, что людей будет больше, чем 27 апреля».
Прийти к зданию Мещанского суда в понедельник приглашал и один из руководителей Комитета «2008: свободный выбор» Гарри Каспаров. От имени комитета он призывал «граждан прийти и поддержать Михаила Ходорковского и Платона Лебедева». Ролик транслировался на радиостанции «Эхо Москвы». Как сообщили «НГ» представители радиостанции, записанный 13 мая текст передавался в эфир с этого числа. «С наибольшей периодичностью он шел 13 мая, в последующие дни периодичность уменьшалась», – пояснили представители «Эха Москвы».
«Мы рассчитывали на реакцию понимания значимости того, что может случиться в Мещанском суде, – сказал корреспонденту «НГ» Гарри Каспаров, отвечая на вопрос об ожидаемой реакции на трансляцию ролика. – Хотя мы понимаем, что вынесение приговора опять могут перенести, как это было в конце апреля.
Бывают такие моменты, реперные точки в истории, на которые надо реагировать. Важно, чтобы те, кто услышал этот призыв, осознали эту важность». По словам Гарри Каспарова, «идея обращения к людям обсуждалась как на заседаниях Комитета-2008, так и за его пределами», а речь идет о поддержке «не нас, не Комитета-2008, и даже не какой-то гипотетической идеи, а конкретных людей, которые стали жертвами репрессивной машины».