0
640
Газета Политика Интернет-версия

13.05.2005 00:00:00

Погорячились

Наталья Меликова

Об авторе: Наталья Михайловна Меликова - обозреватель отдела политики "Независимой газеты".

Тэги: сф, закон, выборы


С Советом Федерации на днях случилась чудесная история. Заботясь о судьбах избирателей, сенаторы чуть было не забыли знаменитую поговорку «каждый сверчок должен знать свой шесток», но все-таки вовремя опомнились. Верхняя палата российского парламента завернула было президентский законопроект «О выборах депутатов Госдумы». Несколько сенаторов, включая землячку президента Людмилу Нарусову, вспомнили, что помимо позиции, рекомендованной администрацией президента, может быть еще и личная позиция. И одобрять участие в избирательном процессе так называемых паровозов не захотели.

Помог сенаторам принять правильное решение представитель президента в Совфеде Александр Котенков, в лоббистском запале даже пообещавший усилить роль верхней палаты. Он за два часа работы в кулуарах дома на Большой Дмитровке увеличил число сторонников президентского законопроекта на 10 человек, а противников уменьшил на 16. Правда, в повторном голосовании участвовало на 16 сенаторов меньше, чем в первом, хотя официально проводилось оно только для того, чтобы смогли проголосовать те, кто не дошел до утреннего заседания. Совсем неудивительно, что списки повторно голосовавших сенаторов фактически засекретили. «Информацию о том, кто как голосовал, можно получать только по запросу за подписью сенатора. Но у меня, когда шеф находился в командировке, обычно не возникало с этим никаких проблем, – признался «НГ» помощник одного из влиятельных сенаторов. – Но только сейчас почему-то вспомнили про закон, и при этом в довольно жесткой форме. Мне сказали: «Твоего там не было, и вот иди отсюда».

Что же происходило в эти загадочные два часа в здании на Большой Дмитровке и кто же были те самые 10 сенаторов, решивших судьбу президентского законопроекта? Услышав этот вопрос, даже возмущавшиеся законом представители верхней палаты начинали смотреть в потолок и рассказывать о том, что каждый волен голосовать, как ему хочется, а таблицы голосования смотреть им было совершенно недосуг. «Он вчера все сказал», «Он уехал, и его телефон заблокирован», «Зачем ему интересоваться, кто как голосовал», – отвечали помощники сенаторов-оппортунистов, отказываясь соединять со своим шефом, когда я говорила, что хочу разузнать обстоятельства принятия закона «О выборах депутатов», обсуждавшегося в среду в Совфеде.

Впрочем, такое поведение было как раз неудивительным, удивительно было то, что сенаторы вообще позволили себе открытый бунт. Какие только аргументы не приводили сенаторы, пытаясь доказать свою правоту Александру Вешнякову, который, кстати, сам выступал против этой нормы, когда закон еще обсуждался в Госдуме. Нижегородский представитель Дмитрий Бедняков даже вспомнил, как Совфед уже не раз голосовал за одобренные Думой законопроекты, которые потом отклонял президент. Сенатор, вероятно, забыл, что делать такие красивые жесты, как налагать вето на заведомо недемократичные законы типа запретительных поправок к закону о СМИ, – уже давно прерогатива только главы государства. Именно он может быть защитником конституционных прав и свобод российских граждан. У парламентариев, включая сенаторов, – давно другие функции.

Напомним, что именно с изменения порядка формирования Совета Федерации началось выстраивание Владимиром Путиным «вертикали власти». Региональных лидеров, обладающих тогда еще огромным влиянием и ресурсами, из верхней палаты убрали. Со временем ее заполнили многочисленные «бывшие» – экс-губернаторы, экс-спикеры местных парламентов, экс-чиновники, а также «питерцы» и бизнесмены, стремящиеся получить иммунитет. Создание прокремлевской группы «Федерация», в которую вошло больше ста сенаторов, помогло сформировать новый менталитет членов верхней палаты – про самостоятельность и независимость с тех пор никто не вспоминал.

Надежды на то, что верхняя палата парламента может стать влиятельным органом, возникли в сентябре прошлого года. Тогда после трагедии в Беслане губернаторов огорошили новостью о том, что их будут теперь не выбирать, а назначать. Еще пару-тройку месяцев после этого печального известия региональные начальники тешили себя иллюзией на возвращение в верхнюю палату парламента. Иллюзия какое-то время подпитывалась Кремлем, занятым проведением через парламент нового президентского законопроекта. Но перед Новым годом губернаторов пригласили на Госсовет и преподнесли им замечательный подарок. Владимир Путин предложил региональным лидерам подумать над тем, как региональные руководители могут влиять на формирование госбюджета, но чтобы при этом «не нарушать сложившуюся систему формирования Совета Федерации, с тем чтобы вам не сидеть там каждый день». Так президент похоронил не только надежды региональных лидеров, но и заставил расстаться с чрезмерными ожиданиями тех, кто еще думал о прямом избрании сенаторов населением.

Действительно, зачем Кремлю возвращение в Совет Федерации пусть отобранных, проверенных и абсолютно лояльных, но все-таки региональных начальников или (не дай бог) избранных народом политиков, которые по определению являются независимыми и самостоятельными? Есть же масса отставников, заинтересованных в сохранении себя в политической обойме в любом качестве и любой ценой, даже если их роль сведена к простому нажатию на кнопки голосования. Да и проводить отбор кандидатур при существующей ныне системе формирования верхней палаты на Старой площади уже наловчились: истории с отзывом Григория Томчина и Василия Шахновского тому пример. Кроме того, должна существовать структура, где можно собрать всех «бывших». Их так легче контролировать: во всех оранжевых революциях движущей силой становились выкинутые из обоймы политики.

Совершенно неудивительно, что представителей законодательной власти власть исполнительная уже давно считает своими прямыми подчиненными и даже позволяет себе распоряжаться их личным временем. Например, в самый последний момент объявить о Послании президента и заставить сдать билеты или «в обязательном порядке» прийти на Парад Победы. А пожаловаться на свои беды решится не каждый парламентарий. Повторить подвиг депутата – бывшего единоросса Анатолия Ермолина, направившего письма в Конституционный суд и Генпрокуратуру с рассказом о беседе с высокопоставленным кремлевским чиновником, мало кто способен. Даже если тебе «в абсолютно грубой, не терпящей возражений форме» объясняют, что ты «никакой не депутат и не народный избранник».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1417
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
896
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
638
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
882

Другие новости