Под занавес майских праздников бизнес-сообщество узнало о том, что глава медиаимперии News Corporation Руперт Мердок намерен в ближайшее время вложить в российский рекламный бизнес около 200 млн. долл. Это примерно равно одной пятой общего объема рекламного рынка страны. По самым свежим данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), этот объем составляет около 990 млн. долл.
Похое, что Руперт Мердок, ранее делавший ставку в России на медийную составляющую, в последнее время в ней разочаровался и теперь намерен сделать основной акцент на наружной рекламе. По некоторым данным, его предприятие News Outdoor Russia намерено приобрести несколько региональных компаний, занимающихся щитовой рекламой, а также компаний стран СНГ. Основные проекты, которыми занималось медиаподразделение News Corporation в России – News Media Russia, – оказались неприбыльными. Радиостанцию «Ультра» пришлось закрыть, изменения коснулись и «Нашего радио».
В свете этих событий интерес Мердока к рынку наружной рекламы абсолютно понятен. По данным АКАР, только за первый квартал 2005 года он вырос на 39% и составил 165–175 млн. долл. Как сказал «НГ» президент Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) Владимир Евстафьев, «логика здесь абсолютно ясна. Россия вошла в десятку крупнейших европейских рекламных рынков и продолжает прирастать по 30% в год. В «наружке» мы находимся в тройке лидеров. Мердок видит, что российский рекламный рынок развивается чуть ли не быстрее китайского, ему это интересно, кроме того, у него здесь есть свой представитель – News Outdoor. Почему бы и не попробовать?»
Пока News Corporation не разглашает список компаний, которые будут приобретаться. Однако некоторые детали сделки уже известны. Они были поданы холдингом в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), поскольку именно здесь Руперт Мердок рассчитывает получить кредит на сумму в 130 млн. долларов. В заявке корпорации к банку, в частности, сказано, что кредит будет использован для создания региональной сети наружной рекламы, охватывающей при помощи местных операторов несколько бывших советских республик. Давать ли компании ссуду, совет директоров ЕБРР решит 17 мая. Однако, по словам заведующего секцией по связям со СМИ ЕБРР (Москва) Ричарда Уоллиса, уже можно предполагать, что скорее всего ответ будет положительным. «Мы не первый раз финансируем эту фирму. News Corporation – прозрачная компания, которая может помочь российскому рынку наружной рекламы стать более открытым. Не секрет, что в недавнем прошлом этот участок бизнеса в России был, мягко говоря, «колоритным», однако это часть рыночной экономики, и, если мы можем сделать ее более прозрачной, мы будем оказывать любую поддержку, которая от нас потребуется», – сказал он «НГ».
Впрочем, не исключено, что за наружной рекламой все же скрывается желание медиамагната распространить свое влияние и на российские СМИ. Глава РАРА поделился с «НГ» своим предположением о том, что News Corporation может приобрести в регионах некоторые СМИ и радиочастоты. «Сейчас между выборами в регионах освобождается от владельцев множество СМИ. Туда вкладывать очень выгодно. Каждое такое предприятие стоит от 5 до 10 млн. долл.», – сказал Владимир Евстафьев.