Вчера Совет Федерации неожиданно для всех отклонил законопроект «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». Для утверждения закона, одобренного думцами 22 апреля, не хватило всего четырех голосов. «За» высказались 86 сенаторов, «против» – 31 и 21 воздержался. Казавшиеся в последние годы безмолвными и покорными парламентарии устроили настоящий бунт на корабле, горячо обсуждая будущую избирательную систему. Фактически это первый случай, когда тщательно согласованный с президентской администрацией документ не получил одобрения, правда, спикер СФ Сергей Миронов тут же заверил журналистов, что в течение дня закон может быть переголосован.
Ничто не предвещало бури, когда на трибуну взошел председатель комитета по конституционному законодательству Юрий Шарандин. Докладчик блистал: «Я предвижу вопросы сенаторов по поводу принципиальных особенностей нового закона, когда в Думу можно будет пройти только по партийным спискам. Отвечаю: в федеральном списке могут находиться не только члены партии, но и 50 процентов беспартийных граждан». Напомним, что новый законопроект, принятый Госдумой, направлен на установление пропорциональной избирательной системы. Согласно схеме депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. Списки же выдвигаются только политическими партиями. Таким образом, документ, как утверждают специалисты, писан специально для партийных монстров, представленных у нас сегодня «Единой Россией».
Юрий Шарандин, чей профильный комитет трудился все праздники над изучением документа, предложил спорный закон принять без особых раздумий. «Есть скрытые недостатки, но они не препятствуют его принятию», – заверил коллег сенатор. Коллеги позволили себе не согласиться с оратором. «Даже в тоталитарном Советском Союзе существовал словесный оборот «блок коммунистов и беспартийных», – возмутился Николай Рыжков, человек с богатым коммунистическим прошлым. – Объясните, как при данном законопроекте российский гражданин сможет себя проявить? Этим законопроектом исключается пассивное право избирателя – выдвинуться и быть избранным». Александр Вешняков, присутствовавший на заседании, с экс-коммунистом не согласился: по его словам, любой гражданин вправе обратиться в любую партию с просьбой о включении его в список. Заметим: «просьба», равно как и другие подобные термины, ранее в отечественном законотворческом процессе не упоминалась.
Самым жестким оказалось выступление сенатора от Тувы Людмилы Нарусовой. «Политическая целесообразность – главный довод докладчика. Но мы уже нахлебались с принятием законов, одобренных из политической целесообразности, – подчеркнула Нарусова. – Этот закон попирает фундаментальные положения Конституции, где сказано о главной ценности человека. Документ провозглашает политические партии высшей ценностью. Закон понуждает гражданина стать членом какой-либо партии». «Мы должны задуматься и очистить закон на согласительной комиссии», – поддержал коллегу Рыжков.
Темой для жарких дискуссий стали и менее значительные недостатки «нового слова в избирательном праве». Сенаторов не устроили сохранившиеся в документе нормы, согласно которым лидеры, возглавляющие список, могут передавать после избрания свои мандаты другим, «никому не известным лицам». Шарандин тоже попенял думцам на исключение штрафных санкций за подобные махинации и с оптимизмом заявил: «Второй раз шутка у них не пройдет».
Ближе к концу рабочего дня сенаторы вернулись к закону о выборах и все-таки проголосовали «за», как и обещал Сергей Миронов.