Пребывание Владимира Путина на израильской земле началось с громкого скандала. Несмотря на две настойчивые просьбы, российский президент так и не был допущен израильской службой безопасности к главной еврейской святыне – Стене Плача. Пресс-секретарь президента России Алексей Громов прокомментировал «НГ» этот инцидент следующим образом: Путин выразил желание пройти к Стене Плача, на что «сопровождающие израильские лица», посовещавшись, заявили, «что не смогут обеспечить безопасность главы России». По словам Громова, после повторной просьбы российскому президенту было предложено лишь обеспечение подъезда к смотровой площадке, выходящей на Стену Плача.
═
Крутой маршрут по Святым местам
═
Не слишком приятная сцена произошла и у входа в главную христианскую святыню – храм Гроба Господня. Прилетевших с Путиным журналистов секьюрити спешно окружили металлическими ограждениями, устроив при этом страшную давку и беспорядок. Журналисты вместе с сотрудниками пресс-службы Кремля оказались зажатыми в узком каменном проходе между лавками торговцев, в ужасе убирающих с витрин свой товар. Результатом действий израильских охранников стали синяки и ссадины, полученные нами недалеко от входа в храм. «Зачем вы все это делаете?» – поинтересовалась я у обвешанного оружием бойца, явно бывшего жителя России или сопредельного государства СНГ. «А вдруг вы можете что-то сделать президенту», – поделился со мной опасениями сотрудник израильской службы безопасности.
В храме Гроба Господня спецслужбисты скрутили и выбросили за дверь старика, не успевшего покинуть святыню до приезда высокого гостя. К счастью, Путин этого не заметил либо просто перестал обращать внимание на неуклюжие действия местных секьюрити. Он вошел в храм в сопровождении представителей Греческой, Католический и Армянской Церквей. Сначала президент подошел к камню Помазания, где заворачивали в плащаницу Иисуса Христа. Путин снял нательный крестик и приложил его к святыне. Затем зашел в гробницу Христа.
Сколько пробыл у Гроба Господня глава России, сказать трудно, может быть – 10–15 минут. Под каменными сводами храма стояла абсолютная тишина, прерываемая лишь криками израильских охранников. Когда Путин вышел, было заметно, что пережитое произвело на него сильнейшее впечатление. Кадровый разведчик, обычно скрывающий чувства от посторонних, на этот раз не мог сдержать эмоций – его глаза стали влажными. Затем он прошел в Католикон, после чего поднялся на Голгофу. На месте, где стоял крест распятого Иисуса Христа, Путин встал на колени.
Обход достопримечательностей продолжился на другой день в мемориальном центре Яд ва-Шем. Президент посетил Зал Имен, где увековечены имена жертв Холокоста. В программе было и посещение Зала Памяти, в центре которого горит Вечный Огонь. Проблема заключалась в том, что туда мужчин пускают только в головных уборах. Как пояснил «НГ» главный раввин России Берл Лазар при посещении Зала Памяти каждый мужчина обязательно должен надеть кипу. «Не было еще случая, чтобы глава государства не соблюдал этот обычай, – говорил мне Берл Лазар. – Это как у православных при входе в храм мужчина должен обязательно снять головной убор, так же у нас – надеть кипу». Впрочем, как удалось узнать «НГ», переговоры между израильской службой протокола и их российскими коллегами были достаточно напряженными. Россияне объяснили, что глава государства очень неуютно чувствует себя в любом головном уборе. Действительно, до настоящего момента Путин был замечен лишь в летном шлеме и командирской шапочке на борту «Петра Великого» в ходе учений в Баренцевом море.
═
Ответственное поведение российских оружейников
═
«Мы обсуждали сегодня вопросы поставок вооружений Сирии и иранскую ядерную программу. Мы вообще всегда обсуждаем эти вопросы с руководством Израиля. Можно больше никогда об этом не спрашивать, – предложил журналистам Путин после переговоров с президентом Израиля Моше Кацавом. И тут же заинтриговал участников брифинга. – Вопрос в том, о чем мы говорили». По словам российского президента, примерно 25% населения Израиля – выходцы из СССР. «И мы хотим, чтобы эти люди жили в условиях безопасности, – пояснил свою главную идею российский президент. – Мы ведем себя в высшей степени ответственно».
Ответственное поведение заключается вот в чем. По данным Путина, в район Ближнего Востока поставляется оружие на 9 млрд. долл., причем из них на 6,8 млрд. долл. – из США. «Россия поставляет оружие менее чем на 500 миллионов долларов», – заметил российский президент. «Что может быть предметом озабоченности в связи с поставками российского вооружения в Сирию?» – задал вопрос Путин. И ответил самому себе: «Первое – это безопасность самого Израиля. И второе – возможность попадания этого вооружения в руки террористов». Далее Путин привел не раз озвученные им и российскими чиновниками аргументы, почему системы ПВО ближнего радиуса действия, которые Россия поставляет Сирии, не могут представлять угрозы безопасности Израиля и не могут попасть в руки террористов. «А вы уверены, что из оружия на сумму 9 с лишним миллиардов долларов ничто не может попасть в руки террористов? – бросил Путин камешек в огород американцев. – Вот у меня такой уверенности нет. А вот в отношении тех систем, которые мы поставляем Сирии, такая уверенность может быть». В Иерусалиме Путин впервые официально признался, что российские оборонщики действительно хотели продать Сирии системы «Искандер», дальность которых составляет около 300 км. «И я лично запретил эту сделку», – раскрыл военную тайну Путин.
Но, похоже, Моше Кацава вновь не удовлетворили российские аргументы. «Между президентами России и Израиля есть определенные разногласия», – отметил Кацав. Однако выяснилось, что на самом деле разногласия не в том, что российское оружие представляет опасность для Израиля. Официальный Тель-Авив на самом деле хотел бы, чтобы Сирия не просто получила оружие от России, но и сделала некоторые шаги. В частности, «прекратила сотрудничество с «Хезболлах» и закрыла представительства террористических палестинских организаций». Владимир Путин решил окончательно поставить все точки над «i» в этом вопросе. «Для того чтобы вступить в контакт с этими ракетами, нужно напасть на Сирию, – пошутил Путин. – Вы же этого не хотите?» Хозяева саммита осторожно засмеялись.
Израильскую прессу также очень волновало, почему Россия в одностороннем порядке сотрудничает с Сирией, поставляя ей вооружение, а также с Ираном. «Возможно ли такое сотрудничество с Израилем?» – поинтересовался журналист и предложил продать Тель-Авиву несколько самолетов. Вопрос Путину понравился. «В нашей помощи в ядерной сфере, в отдельных секторах, Израиль не нуждается, – улыбнулся Путин. – А насчет использования мирного атома – здесь мы можем посотрудничать». «Ну а теперь самое сладкое – по поводу поставок самолетов. Если бы вы, – обратился он к израильскому журналисту, – помогли заключить контракт с израильской стороной на поставки самолетов на сумму... так... два миллиарда долларов, я бы представил вас к ордену «За заслуги перед Отечеством».
Кацав попытался перевести разговор в спортивную плоскость, заговорив о сотрудничестве между ЦСКА и «Маккаби». Но местные журналисты оказались очень политизированными. «Попросил бы краткий и деловой ответ, – достаточно жестко обратился к Путину израильский корреспондент. – Если Иран отвергнет предложение «тройки», поддержите ли вы санкции в отношении Ирана?» Журналист имел в виду требование США, Германии и Франции о допуске своих наблюдателей помимо инспекторов МАГАТЭ на иранские ядерные объекты. Путин снова напомнил о том, что сотрудничество России с Ираном носит исключительно мирный характер. Он сказал, что Москва добилась возврата отработавшего ядерного топлива с Бушерской АЭС. Но согласился, что «этого, видимо, недостаточно». По его мнению, нужно, чтобы Иран отказался от создания технологий полного ядерного цикла и «не препятствовал постановке под международный контроль всех своих ядерных объектов».
═
Иерусалим
═
Продолжение темы см. Без собственной роли на Ближнем Востоке