У судей не будет собственной службы безопасности, которая позволила бы снять проблему нехватки приставов: соответствующий законопроект отклонен Госдумой. Об этом председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев сообщил вчера участникам Совета судей, проходившего в столичном «Президент-отеле». В свое время, напомнил присутствующим Лебедев, Совет судей поддержал Министерство юстиции на предмет увеличения штатной численности судебных приставов. «Может быть, этого не надо было делать – а настоять, чтобы судебные приставы выполняли те функции, которые возложил на них закон», – резюмировал Лебедев и предложил принять обращение к Минюсту с тем, чтобы судебные приставы уже с увеличенной штатной численностью «добросовестно выполняли свои функции».
Несмотря на то, что приставы пока с очевидным трудом справляются с делом охраны судов и судей, Федеральная служба судебных приставов хочет получить новую функцию. Вчера она в очередной раз выступила за наделение дознавателей службы правом оперативно-разыскной деятельности. «Отсутствие законодательно закрепленного права на проведение оперативно-разыскных мероприятий не позволяет добиться стопроцентной результативности при розыске «исчезнувшего» имущества», – говорится в обнародованном вчера заявлении пресс-службы ФССП.
Приставы убеждены, что право следить, опрашивать граждан, контролировать почтовые отправления, прослушивать телефонные переговоры, внедряться в криминальные структуры – короче, делать все то, что сегодня могут делать представители доброго десятка других ведомств, – поднимет качество работы по розыску имущества должников на качественно новый уровень. Сегодня, как отмечают в пресс-службе, из-за отсутствия должника и его имущества остались неисполненными в общей сложности 17% исполнительных производств на сумму 196 млрд. 519 млн. руб., причем самый большой ущерб наносится государству, поскольку речь, как правило, идет о принудительном взыскании задолженности по налогам и сборам.
Права на оперативно-разыскную деятельность судебные приставы добиваются уже давно – с момента принятия нового УПК. Приставы получили право вести следствие по нескольким уголовным статьям: воспрепятствование осуществлению правосудия, незаконные действия в отношении подлежащего конфискации имущества и неисполнение приговора или решения суда. Пока им приходится ограничиваться здесь простым дознанием, а это совсем не то. В свое время Минюст даже отозвал из ГД закон о судебных приставах, чтобы доработать его соответствующим образом. И вот наконец дополненная версия законопроекта поступила в Госдуму.
Уже известно, что налоговая служба добивается увеличения срока давности по налоговым преступлениям. Теперь уже и приставы хотят вести «оперативную разработку» неплательщиков. Заявка этой службы была проанонсирована как раз в те часы, когда новый председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов комментировал в перерыве заседания Совета судей Послание президента. И объяснял журналистам, что «президент озвучил много инициатив, направленных на улучшение делового климата и защиту интересов и прав собственника».
Тем временем журналисты упрашивали Вячеслава Лебедева посодействовать их присутствию на приговоре Михаилу Ходорковскому: зал в Мещанском суде маленький, а желающих понаблюдать много, большая часть прессы остается за дверью. «Завтра он будет вынесен? – удивился Лебедев. – Вы даже больше меня знаете. Если бы это было в Верховном суде, я бы предоставил самое большое помещение», – развел он руками.