Андрей Макаров, адвокат, депутат Госдумы (фракция ЕР)
═
Я не думаю, что Анатолий Борисович Чубайс воспринял покушение как сигнал: если бы его кто-то хотел убить, его убили бы. То, как покушение было выполнено, больше напоминает рекламу «БМВ»: «наши машины спасают даже Чубайса». Мне кажется, происходящее – просто констатация того факта, что правые – в том виде, как они были, – убили себя окончательно в бесплодной попытке найти лидера. Ведь Чубайс, строго говоря, был неформальным лидером правых. И его последние высказывания, по сути, есть признание политической смерти тех людей, которые так и не смогли отрешиться от борьбы за лидерство и благополучно отдали все либеральные и правые идеи. Кроме того, если откровенно, я никогда не считал Анатолия Борисовича Чубайса настоящим правым. На мой взгляд, он просто политический прагматик – ну, если не употреблять более серьезных выражений вроде «политический карьерист».
═
Леонид Радзиховский, публицист
═
Здесь я вижу два вопроса. Первое. Означают ли высказывания Чубайса и, по-видимому, предстоящая продажа РЕН-ТВ то, что Чубайс в очень большой степени прогибается под Кремль? Ответ: да, означают. Вопрос второй. Нужно ли было Кремлю для этого организовывать стрельбу и физическое покушение на Чубайса? Ответ: нет, не нужно было. Чубайс – подчиненный Кремля, контрольный пакет акций его компаний принадлежит государству, и с моей точки зрения, детективы никакие здесь не нужны, вполне достаточно пригрозить увольнением. А если к увольнению добавить еще и возможные какие-то варианты уголовного преследования, то этого с десятикратным запасом прочности достаточно, чтобы практически любой человек сменил свою позицию и прогнулся. Если же представить себе, что Чубайс такой кремень, который не боится ни увольнения, ни уголовного преследования, то тогда, продолжая эту логику, легко представить и то, что он и стрельбы не боится. И это скорее может его только ожесточить и вызвать прямо противоположную реакцию. Поэтому детектив с образцово-показательным покушением мне кажется достаточно маловероятным.
═
Борис Немцов, экс-лидер СПС, советник президента Украины
═
Я считаю, что Чубайса сломить не так-то просто – мало кому удавалось это сделать. Я могу дать версию его лояльного поведения к власти. Моя версия состоит в том, что у него задача и цель – сделать реформу РАО «ЕЭС». Сделать ее без нейтрального отношения к власти невозможно. Поэтому во имя того, чтобы реформа прошла, Чубайс проявляет чудеса сдержанности и такта.
═
Константин Ремчуков, помощник министра экономического развития
═
Я думаю, что покушение было вызвано другими причинами. Мы наблюдаем просто логическое завершение эволюции Анатолия Чубайса за последние полтора года после поражения СПС, которое демонстрирует его цельность как политика новой России. Суть этой цельности состоит в том, что Чубайс всегда был представителем власти. Он ни разу не был оппозиционен власти. И мне кажется, полуторагодичные размышления показали: намного удобнее и комфортнее быть представителем власти, а власти сейчас очень важно демонстрировать оптимизм и говорить о том, что ситуация на самом деле лучше, чем многие понимают. Я думаю, что в том же ряду нужно рассматривать его отношение к СПС, консервацию брэнда в последние полтора года. Не дать раскручиваться на нем новым лидерам, не выступать с содержательными предложениями по повестке дня страны и готовиться «слить» эту партию. Тем самым Чубайс показывает, что самостоятельных политических интересов на правый фланг у него нет.
═
Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии
═
Если бы сегодняшняя власть хотела запугать Чубайса, то она не устраивала бы бутафорских покушений, а в соответствии со своей коалиционной логикой арестовала бы Гозмана, например. Нынешняя власть запугивает путем ареста близких соратников. И это гораздо более действенный способ, естественно. Что же касается Анатолия Чубайса – то он уже давно, два года назад, фактически заключил пакт с Путиным, содержание которого сводится к следующему: Чубайс не является оппозицией – ни в идеологическом, ни в организационном, ни в финансовом смысле, Путин дает ему возможность довести, с учетом интересов Чубайса, до конца приватизацию электроэнергетики, а также реформы электроэнергетики. И этот план Чубайс последовательно реализует. То есть ничего качественно нового не возникло, просто накануне съезда СПС Чубайсу нужно пройти между Сциллой и Харибдой, остаться авторитетом для своих соратников по правым силам, которые настроены в массе своей антипутински, и остаться при этом путинцем, то есть найти аргументы, чтобы занимать пропутинскую позицию в этих сложных условиях.
═
Леонид Гозман, член правления РАО «ЕЭС России»
═
Я знаю Чубайса больше десяти лет. Я не представляю себе человека, к которому меньше подходят слова «запуган» или «сломлен». Думаю, что запугать или сломать его невозможно. Лучше вникнуть в содержание того, что он сказал, – соглашаясь или не соглашаясь, а не искать интерпретации того, что он сказал. Он сказал ровно то, что он думал. К его психологическому состоянию это отношения не имеет никакого: он не запуган, не сломлен, этого не будет никогда. Он всегда давал оценки происходящему в соответствии с тем, что происходит. Эти оценки были очень негативными, позитивными, разными. Они зависят очень от того, в какой временной перспективе рассматривается процесс.