Как и ожидалось, Центризбирком вчера отклонил большую часть вопросов, предложенных Коммунистической партией к вынесению на референдум. Выслушать отказ пришли лидер коммунистов Геннадий Зюганов, лидер «Родины» Дмитрий Рогозин и член той же фракции Сергей Глазьев, отсутствовавший при обсуждении собственного списка.
То, что 12 из 17 вопросов практически повторяют «список Глазьева», значительно упростило работу комиссии: опираясь на уже созданный прецедент, им пришлось давать правовую оценку всего пяти пунктам: о сохранении отсрочки от армии, прогрессивном налоге на сверхприбыль, бесплатном телеэфире для представленных в парламенте партий и (особо актуальный в нынешней ситуации вопрос) об отмене не обоснованных Конституцией ограничений для вопросов, выносимых на референдум. В подавляющем большинстве случаев сработала все та же «палочка-выручалочка» – то есть оговоренный законом о референдуме запрет на вопросы, связанные с бюджетом и внутренними финансовыми обязательствами государства. «Эту норму мы понимаем как невозможность граждан в целом участвовать своими решениями в бюджетном процессе», – пояснила основной докладчик, член ЦТК Нина Кулясова.
В итоге список разрешенных тем оказался чрезвычайно коротким. Соратникам Глазьева разрешили задать лишь один вопрос: про сохранение парламентских выборов по одномандатным округам. Коммунисты смогли расширить этот перечень на один пункт. В качестве «утешительного приза» зюгановцам разрешили спросить у народа еще и про сохранение отсрочек от армии.
Не помогла даже спешная корректировка формулировок, проведенная коммунистами по итогам заключения ЦИКа, данного две недели назад на вопросы Глазьева. Хотя в Центризбиркоме инициаторов некоторым образом обнадежили: вопрос о возвращении прямых выборов глав регионов Кулясова, излагавшая согласованную позицию комиссии, охарактеризовала как «условно допустимый» – с учетом уточнения формулировок. Речь шла прежде всего о слишком расплывчатом, по мнению Центризбиркома, понятии «руководители» субъектов. И действительно, по сведениям источника «НГ» в Центризбиркоме, во время предварительного обсуждения новой инициативы большинство членов комиссии склонялись к тому, чтобы признать скорректированный вопрос приемлемым. Однако в администрации президента настояли на его отклонении, и в итоге инициатором еще раз предложили уточнить формулировку вопроса.
Утешительный приз инициатора референдума восприняли как издевательство: «Любой государственный вопрос требует расходов, и расширительное толкование в принципе ставит крест на возможности референдума по любому вопросу, – горячился запмпред ЦК КПРФ Иван Мельников, – выборы по одномандатным округам в конце концов тоже затрат требуют».
«Мне известно два способа решения вопроса – или бюллетенем или булыжником, – заявил Геннадий Зюганов, – мы предлагаем цивилизованно решить вопрос на референдуме и выносим систему вопросов, которая позволит стране мирно выйти из очень сложной ситуации. Александр Альбертович, – обратился Зюганов лично к Вешнякову, - я вас приглашаю на любой митинг, вы должны понимать, что происходит».
«Нас надо благодарить, что мы, как эксперты, выступаем и отсекаем то, что потом отсекли бы в конце, когда они потратили бы уже кучу времени, ввели в заблуждение миллионы людей, – оправдывался Александр Вешняков в эфире радио «Россия» за свое будущее решение (эфир был еще до заседания ЦИКа). – А потом окажется, что они вели не туда, потому что это не может быть предметом референдума в РФ. Нас надо не врагами считать, а друзьями, с которыми надо сотрудничать, и мы готовы к такому сотрудничеству на серьезной юридической основе».