Лидер «Российского союза ветеранов Афганистана» и депутат Госдумы Франц Клинцевич уже ничем не может помочь своим боевым товарищам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Дума резко сократила ряды подлежащих традиционной «победной» амнистии лиц. Еще неделю назад было объявлено, что места заключения в честь праздника 9 Мая покинут около двух тысяч человек. Теперь в списке осталось около двухсот имен, а право на досрочное освобождение потеряли участники локальных конфликтов – «афганцы» и «чеченцы».
Это стало ясно после вчерашнего президиума фракции «Единая Россия», решившего, что соответствующее постановление Государственной Думы будет завтра принято в первом чтении. Нижняя палата рассмотрит существенно усеченный по сравнению с первоначальным вариант амнистии, предполагающий, что к 9 Мая получат свободу только ветераны и инвалиды войны, труженики тыла, блокадники и узники концлагерей – без учета того, какое преступление они совершили.
Напомним: более ранний вариант такого постановления тоже предполагал не слишком широкий круг амнистируемых – к вышеназванным категориям добавлялись ветераны боевых действий после 1945 года, не совершившие тяжких и особо тяжких преступлений. Общее число освобождаемых и в этом случае не должно было превысить 2 тысяч человек.
Как заявил вчера глава комитета по законодательству Павел Крашенинников, «раз эта амнистия делается именно под празднование 60-летия Победы, то она должна затронуть только тех, кто принимал участие в боевых действиях и приравненных к ним людей». Крашенинников не уточнил, кто принял такое решение, – сам он пару недель назад предлагал, чтобы и послевоенные защитники государства получили свободу в качестве праздничного подарка.
Корреспондент «НГ» попытался выяснить, кто мог остановить амнистию в ее первоначальном, и без того крайне узком виде. Думские источники указали на администрацию президента. Впрочем, еще на пленарном заседании 15 апреля первый вице-спикер Любовь Слиска рассказала о серьезных замечаниях Главного правового управления президента к постановлению об амнистии. Источники указали, что таковых замечаний было более двух десятков и почти все они были связаны со второй категорией амнистируемых. Затем, как сообщил один из собеседников «НГ», «по Думе и другим местам стали ходить люди и говорить: «афганцев», совершивших тяжкие преступления, тоже надо бы амнистировать, – то есть начались попытки расширить круг». Источник не исключил, что в результате такого лоббирования в Кремле решили вообще никого из этой категории под амнистию не подводить.
Депутат Виктор Илюхин пояснил корреспонденту «НГ»: даже первоначальная амнистия, рассчитанная всего на 2 тысячи человек, – смехотворная инициатива. По его мнению, праздничную амнистию стоило расширить, включив туда пенсионеров, имеющих государственные награды, несовершеннолетних и граждан, не совершивших серьезных преступлений. Однако, подчеркнул депутат, «за последние 4 года в тюрьмы понасажали такое количество политических противников путинского режима, что теперь они не знают, можно ли их отпускать». На вопрос, кого Илюхин имеет в виду, он ответил, что «это и нацболы, разгромившие приемную администрации президента или министерство Зурабова, и человек, 7 ноября поднявший над Думой красный флаг, и в регионах большое количество людей, посаженных как предвыборных противников «Единой России», и так далее».
Заметим, что в 2000 году в честь 55-летия Победы были амнистированы 222 тысячи человек. Среди них оказались тогда не только ветераны войн и локальных конфликтов, осужденные по нетяжелым статьям, но и орденоносцы, и женщины, и подростки, и больные туберкулезом. Нынешний акт охватит ровно в тысячу раз меньшее число заключенных. Такое положение, очевидно, стало возможным в результате «смены караула» на этом участке правозащитного фронта: в те времена, когда комиссию по помилованию возглавлял Анатолий Приставкин, ведавший и амнистией, власти трактовали последнюю не в пример более широко. Сегодня проблему курирует помощник президента Виктор Иванов, взаимодействующий с ветеранскими организациями и сам являющийся ветераном-«афганцем». С момента его прихода в Кремль количество помилованных и амнистированных резко пошло на убыль.
«НГ» поинтересовалась – как относятся к нынешней урезанной инициативе Думы в Союзе ветеранов Афганистана и Чечни «Боевое братство»? Александр Соколов, управделами организации и заместитель ее главы Бориса Громова, заявил редакции, что ему ничего не известно ни о будущей амнистии своих подшефных, находящихся в заключении, ни об отказе от нее. И переадресовал корреспондента «НГ» к депутату Госдумы Францу Клинцевичу – напомнив, что именно он представляет на Охотном Ряду интересы «афганцев». А глава Союза ветеранов спецподразделения «Альфа» Сергей Гончаров назвал сужение круга амнистированных «политическим решением»: на его взгляд, власти сочли – предыдущие массовые освобождения своей цели не достигли и принесли больше вреда, чем пользы.
═
Кого амнистировали в последние годы
═
Март 1997 г. – лица, совершившие общественно-опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике.
Декабрь 1999 г. – лица, совершившие общественно-опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе.
Февраль 2000 г. – участники локальных конфликтов – продление предыдущей амнистии до 15 мая 2000 г.
Май 2000 г. – ветераны, женщины, несовершеннолетние и инвалиды – в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Ноябрь 2001 г. – женщины и несовершеннолетние.
Июнь 2002 г. – женщины и несовершеннолетние.
Сентябрь 2003 г. – участники боевых действий на Северном Кавказе.