В пятницу в думские комитеты поступил президентский законопроект «О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ». Корреспонденту «НГ» удалось познакомиться с текстом документа. По сути, перестраивается все избирательная система страны, снизу доверху. Главная идея модернизации – облегчить избирательные кампании ведущим политическим партиям, прежде всего «Единой России». Для этого минимизируется число ее конкурентов – оппозиции отныне запрещено объединяться в блоки даже на региональных выборах. Поскольку выборы происходят раз в году, минимизируется и упрощается агитационная работа: за все партийные региональные списки можно агитировать в телеэфире одновременно. При этом избирательный фонд становится фактически безлимитным – что также на руку самым крупным и устоявшимся партиям.
Второе воскресенье марта будет считаться основным выборным днем РФ, а первое воскресенье октября – резервным. Если закон о выборах депутатов Госдумы вступит в силу уже в мае, то над другим президентским законопроектам работа предстоит более долгая. В нем предполагается значительно модернизировать, фактически полностью переписав, Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», существенно поправить законы о выборах президента, политических партиях, статусе членов СФ и депутатов ГД. Поправки будут отражены в Уголовном, Административном, Гражданском процессуальном и Налоговом кодексах. Предстоит правка и в законе о СМИ, в трех законах, регулирующих выборы регионального и местного уровней, а также в законе о лотереях – чтобы запретить делать ставки на результаты того или иного голосования.
Одобрение президентского законопроекта скорее всего произойдет к концу нынешней думской сессии. И начиная с осени 2005-го на региональных и местных выборах избирательные блоки регистрироваться не будут, а часть этих осенних выборов, судя по всему, пройдет в первое воскресенье октября – в резервный избирательный день. Ужесточатся и правила регистрации партийного списка: количество допустимых «бракованных» подписей уменьшено с 25% до 5. Большинство партий могли бы попытаться зарегистрироваться через избирательный залог, но его размер, с одной стороны, увеличивается, а с другой – отменяется его страховочная функция. Теперь нельзя будет одновременно вносить и подписные листы и залог, рассчитывая на регистрацию хотя бы по одному из этих оснований. Кстати, возвращать залог будут только тем партиям, кто набрал на выборах более 4% голосов.
Еще одной новацией законопроекта стало увеличение объема госфинансирования структур, получивших на выборах 2003–2004 годов более 3%. С 1 января 2006-го им за один голос станут платить не 50 коп., как сейчас, а 5 руб. Предлагаемый же президентом «императивный мандат», то есть жесткое закрепление депутата за фракцией той партии, по спискам которой он прошел в Думу, вступит в силу только для нижней палаты нового созыва. Правда, соответствующие части закона о статусе члена СФ и депутата ГД, в которых описывается механизм отставки депутата, покинувшего родную фракцию, на Охотном Ряду уже признаны некорректными: они наказывают лишением мандата только того, кто перешел в другое депутатское объединение, но ничего не говорят о желающих остаться вне фракций. Поэтому во втором чтении, как удалось выяснить корреспонденту «НГ», формулировка «императивного мандата» станет строже: депутата, видимо, будут гнать из Думы просто за выход из своей фракции.
Проект усиливает денежный эквивалент административной ответственности за различные нарушения избирательного законодательства, в том числе – за невыполнение правил предвыборной агитации. В частности, в закон о СМИ внесут поправку: наказывать станут даже за перепечатку агитационного материала из другого издания, если она нарушает требования, предъявляемые к оформлению материалов. Вместе с тем партии получают больше возможностей для финансирования этой стороны своей деятельности. Например, если до объявления выборов на баланс партии записано какое-то имущество – оргтехника, помещения и транспорт, – то его использование в ходе кампании не должно оплачиваться из избирательного фонда. Понятно, что партии, поддерживаемые властью, а значит, и крупными спонсорами, обязательно воспользуются такой льготой. Также, судя по всему, именно для этой категории партий и окажется выгодным единый выборный день, потому что так они смогут более эффективно использовать свои ресурсы – прежде всего, конечно, административный и медийный.