Введение нового Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» возложит колоссальную нагрузку на региональную власть, которая вынуждена будет регулировать ситуацию, действуя вопреки закону, что может привести к протестам прокуратуры или в худшем случае к заведению уголовных дел.
Я предлагал с 1 января 2006 года ввести этот закон в действие с небольшими ограничениями, чтобы дать возможность вновь созданным муниципальным образованиям какое-то время существовать не за счет собственного бюджета, а по смете, как это было до введения закона о принципах местного самоуправления. Чтобы вновь избранные представительные и исполнительные органы, мэры, главы и созданные ими аппараты немного адаптировались к новым условиям. Ведь в октябре–ноябре их изберут, а в декабре они должны будут принять собственный бюджет. Это будет очень трудный период.
Тем не менее закон принят на недавнем Совете законодателей. Президент России Владимир Путин заявил, что закон полностью будет введен в действие именно с 1 января 2006 года. Поэтому у меня есть серьезные опасения, что в результате сбудутся самые худшие прогнозы.
Я полностью разделяю точку зрения о необходимости назначения мэров крупных муниципальных образований губернаторами. Если строить вертикаль власти, то сверху донизу. Иначе возникнет самостийность, когда глава муниципального образования никому формально не подчинен. Многие жители Камчатки в течение десяти лет задаются вопросом, почему мэр не подчинен губернатору. Я сторонник назначаемости мэра с утверждением его представительным органом муниципального образования.
Конечно, меня можно назвать пессимистом и сказать, что я не понимаю всей великой силы народного самоуправления, но я не представляю, как на деле мелкие муниципальные образования (я не говорю про всю Россию, в Центральной России, наверное, совсем другие условия), наши небольшие деревни, в которых живут по 200 человек, будут самостоятельно верстать себе бюджет, а потом на него жить. Ведь сейчас, бывает, доходит до смешного, когда губернатору пишет директор школы из глубинки и просит купить два десятка столов, потому что мебели совсем нет. Хотя для этого есть собственный глава администрации села, есть глава муниципального образования района. А что произойдет, когда у руководителя местного самоуправления будет собственный бюджет, в который губернатор формально не имеет права вмешиваться? Получив в руки все деньги, за два месяца он их растратит на то, что ему кажется сегодня необходимым, а завтра ударит во все колокола: спасайте, у нас нет топлива для котельных, потому что мы вчера купили мебель для школы!
Мы внесли ряд принципиальных замечаний в ходе подготовки Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», поскольку он унифицирует все территории, не учитывает разнообразия российских регионов. Камчатская область в этом смысле заметно отличается от Тверской или Московской областей. У нас от деревни до деревни расстояние измеряется не километрами, а днями пути, потому что нет дорог, а в зимний период зачастую нет даже направления, по которому надо двигаться. Кроме того, количество жителей в населенных пунктах малочисленно. Поселок с тысячей человек считается крупным. При этом, согласно закону, мы должны наделять эти поселения статусом муниципального образования.
Мы сделали все, чтобы введение закона в действие не повредило делу. Так, мы добились от Госдумы РФ отмены принципа пешеходной доступности, поэтому объединяем в одно поселковое муниципальное образование несколько сел, чтобы предельно сократить количество мелких муниципальных образований.
После вступления федерального закона в полную силу с 1 января 2006 года региональные и местные власти столкнутся со множеством проблем. Особенно финансовых и кадровых. Если в среднем по России количество муниципальных образований в результате введения закона увеличится в два раза (с 11,5 до 24 тыс.), то на Камчатке – в четыре раза (с 10 до 39). Все они должны будут иметь собственные бюджеты, хотя зачастую финансовой базы для этого нет. Например, на Камчатке 90% муниципальных образований живут за счет областного бюджета. Муниципальные образования, организованные на базе поселков, будут на 100% зависеть от областного бюджета. Поэтому уже сегодня некоторые работники муниципальных образований рассчитывают, что у них будут все полномочия, а орган госвласти будет их опекать, финансировать. Но идеология Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» прямо противоположная. Каждое муниципальное образование должно жить на свои средства и в соответствии со своими возможностями. При этом, по расчетам наших экономистов, содержание бюрократического аппарата увеличится очень существенно, примерно в полтора раза.
При реализации этого закона неизбежно встанет кадровый вопрос, особенно в тех муниципальных образованиях, где насчитывается 300–400 жителей. Можно половину из них сделать чиновниками, но где они будут брать деньги на свое содержание? У нас и сейчас районные муниципальные образования очень трудно обеспечить хорошо подготовленными финансистами или юристами. А где же взять эти кадры для отдельных деревень, где порой невозможно найти людей, которые были бы в состоянии не то что написать, а прочитать составленный для них бюджет?..