Интрига вокруг отмененного визита премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Москву оказалась куда более увлекательной, нежели встречи Владимира Путина с Виктором Ющенко. Как и украинский президент, Тимошенко предполагала выбрать для дебюта на международной арене именно Россию. По оценке киевских комментаторов, такой шаг вызван чрезмерной загрузкой Ющенко на европейском и американском направлениях, в то время как «восточная политика» остается на периферии или не приносит желаемых результатов (как это было во время визита украинского президента в Ашхабад). Факт объявления о визите Тимошенко в Россию во время отсутствия Виктора Ющенко на Украине выглядел весьма неожиданно и способен вызвать озабоченность у окружения президента. А в Киеве появилось немало желающих убедить Ющенко, что премьер-министр слишком много берет на себя, постепенно стягивая в своих руках нити управления страной.
Однако если влияние Тимошенко на принятие политических решений действительно возросло, то в экономике, наоборот, премьера все серьезнее оттесняют конкуренты из оранжевой коалиции. 7 апреля Верховная Рада по представлению Ющенко назначила главой Фонда государственного имущества Валентину Семенюк – одну из активистов Социалистической партии Украины Александра Мороза. Причем если сам Мороз считается вполне прагматичной фигурой, способной достигать разумных компромиссов, то Семенюк, наоборот, стремится проявить себя в качестве леворадикального политика. В своих первых интервью Семенюк не только подтвердила намерение провести кампанию по деприватизации, но и засомневалась в необходимости передавать в частные руки предприятия в стратегических отраслях экономики. В Москве Тимошенко, также замеченной в выдвижении инициатив по отмене итогов приватизации, пришлось бы оказаться перед непростым выбором: либо солидаризироваться с чуждой ей левой риторикой Семенюк (при том, что левые идеи традиционно мало популярны у российской элиты), либо дистанцироваться от новоназначенной чиновницы. Но, выбрав второй подход, Тимошенко вынуждена была бы признать, что реприватизационный лагерь в украинском правительстве не столь силен, а между его представителями существуют острые внутренние противоречия.
Предложения по увеличению доли госсобственности звучат для премьера особенно тревожно в связи с тем, что новая власть пока так и не смогла в полной мере наладить управление государственными предприятиями. Обещанные конкурсы на подбор их руководителей так и не прошли, а сама Тимошенко недавно заявила о намерении правительства в ближайшие 2–3 недели представить отчет о злоупотреблениях на государственных предприятиях. Немало усилий уходит и на противостояние с отдельными предприятиями. Так, в середине апреля правительство оказалось вовлечено в конфликт с Запорожским автомобильным заводом: он приостановил поставку автомобилей дилерам, мотивировав это решением властей отменить ранее полагавшиеся предприятию льготы.
Важной миссией Тимошенко должно было стать «наведение мостов» с российскими «олигархами». Однако и здесь есть немало рисков: в российском бизнес-сообществе не скрывают озабоченности реприватизационной активностью Киева. Медвежью услугу украинским властям оказала та же Семенюк: накануне назначения она выдвинула в качестве главной претензии к победителям приватизационных конкурсов не «заниженную» стоимость (на чем настаивала Тимошенко), а невыполнение инвестиционных обязательств. Это беспокоит российские компании, имеющие собственность на Украине, поскольку, даже купив предприятие за реальную цену, многие из них рассматривали инвестобязательства как формальность. Более того, Семенюк сообщила, что готова продавать предприятия «эффективным собственникам» даже за одну гривну, лишь бы оживить производство. Эти слова – одновременно попытка заложить мину под новый этап реприватизации (можно себе представить, каково придется новым покупателям в случае изменения политической конъюнктуры – ведь предоставленные новой властью гарантии окажутся ничтожными), но и как саботирование недавно одобренных Радой поправок к бюджету 2005 года. Ведь, прослышав о продаже за одну гривну, претенденты вряд ли будут настроены платить даже за успешные предприятия крупную цену. А без получения больших средств от приватизации украинские власти рискуют не выполнить доходную часть нового бюджета.
Указанные разногласия внутри украинской власти – не секрет для Кремля. А отсутствие единства ослабляло переговорные позиции Киева. Возникшую напряженность Тимошенко могла бы снизить, вовсе сняв с повестки дня реприватизационную риторику. Ведь проекты возвращения в госсобственность «Криворожстали» и других «спорных» предприятий вызывают критику как в России, так и в Европе (там действия «оранжевой власти» в отношении собственников уже становятся предметом судебного рассмотрения). С переносом визита Тимошенко в Москву был упущен шанс дезавуировать проекты реприватизации. При этом осталось очевидным: проекты «черного передела» не только ослабляют украинскую власть внутри страны, но и расставляют ловушки для переговоров украинских дипломатов на международной арене.