«Сегодня настало время говорить не об успехах российской экономики, пора говорить правду», – начал свое выступление на российском экономическом форуме Михаил Касьянов. Бывший глава правительства стал последним выступающим на утренней сессии «русского Давоса», но все предыдущие докладчики много говорили об успехах российской экономики. Касьянов решил ограничиться жесткой критикой. По сути, из Лондона, который на протяжении двух последних столетий являлся центром русской политической и экономической эмиграции, бывший глава Белого дома сделал очередную заявку на пост президента страны.
Участники «русского Давоса» встретили его речь аплодисментами. Бывший премьер явно готовился к лондонскому форуму. Его речь пестрела яркими эпитетами. Например, он разнес в пух и прах все, что делали экономические и политические власти после его ухода из правительства. Например, административная реформа была названа «бездарной комедией с элементами переодевания». А монетизацию льгот Касьянов окрестил «неуклюжей попыткой провести социальные преобразования, выведшие российский народ на улицы». По мнению Касьянова, реформа по монетизации льгот надолго закрыла путь для проведения насущных реформ в социальной сфере. «Наверное, лучший способ – вообще запретить слово «реформа» и говорить о переменах к лучшему», – иронизировал Касьянов.
По мнению Касьянова, все эти ошибочные действия ухудшили инвестиционный климат и оттолкнули зарубежных инвесторов от России. А инвесторы, по мнению Касьянова, «не настраиваются так, как российские телеканалы». Естественно, Касьянов заявил, что у России есть по крайней мере два сценария – оптимистический и пессимистический. Но вчера в Лондоне бывший премьер говорил только о комплексе мер, как он выразился, «по снятию неопределенности». Только это «позволит восстановить доверие предпринимателей», сказал Касьянов.
Экс-премьер перечислил действия, которые должны быть немедленно предприняты, в частности, в налоговой сфере. «Если угрозы по-прежнему игнорируются и власти продолжают спокойно почивать на подушке нефтяных цен, существует значительный риск подавления экономического роста и кризиса финансовой системы», – описывал бывший премьер возможные перспективы экономического кризиса. Впрочем, Касьянов заметил, что сказать российским и зарубежным предпринимателям надо всю правду. «Я не думаю, что оптимальный метод укрепления доверия инвесторов состоит в рисовании розовой картины», – заметил бывший глава Белого дома. Закончил он свое яркое выступление на российском экономическом форуме словами, которые породили у присутствующих немало вопросов. «Я буду прикладывать все усилия к реализации первого оптимистического сценария», – заявил Касьянов.
Очевидно, что нынешний руководитель консалтинговой фирмы вряд ли располагает необходимыми рычагами для того, чтобы влиять на макроэкономическую политику российской власти, а значит, последнее заявление Касьянова подтверждает его президентские амбиции. «Означает ли ваше последнее заявление, что вы собираетесь стать президентом страны?» – поинтересовалась корреспондент «НГ» у Касьянова. «Вы можете расценивать это по-разному», – хитро улыбаясь, ответил мне бывший глава Белого дома.
Несмотря на то, что на Лондоском форуме собрался практически весь цвет российского либерализма (в президиуме сидели глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, экономический советник президента Андрей Илларионов, глава Альфа-банка Петр Авен, а в зале – бывший сопредседатель СПС Борис Немцов), только Касьянов решился на резкую критику макроэкономической политики Кремля и Белого дома. Илларионов, в частности, заметил, что мероприятия власти по компенсации ущерба, нанесенного делом ЮКОСа, «пока не являются убедительными». В своем выступлении, которое он назвал апрельскими тезисами, советник президента поставил новый диагноз российской экономике: тепепрь она больна не голландской, а венесуэльской болезнью. По словам Илларионова, одна из ее характеристик – растущее искушение органов власти заняться освоением финансовых ресурсов, поступающих от продажи нефти и национализации ТЭКа. По этому пути Венесуэла пошла в 1957 году, а сейчас ее ВВП на 40% ниже, чем был в конце 50-х.
Кстати, любопытно, что присутствовавший на форуме Илларионов ни разу не вспомнил про поставленную президентом задачу удвоения ВВП, а ограничился лишь туманной формулировкой «национальный проект». А Анатолий Чубайс вообще ограничился рассказом про реформу электроэнергетики, заявив, что она на финишной прямой. Выйдя к журналистам после окончания утреннего пленарного заседания форума, Илларионов, давний оппонент Чубайса, назвал реформу «типичным образчиком олигархических действий, направленным на обогащение узкой группы лиц».
Самым счастливым на форуме выглядел мэр Лондона Кен Ливингстон. «Я хотел бы, чтобы «российские предприниматели видели Лондон своей естественной базой в Западной Европе», – призывал он участников форума. Впрочем, если нарисованные Касьяновым перспективы российской действительности сбудутся, для многих присутствующих на форуме бизнесменов приглашение лондонского мэра может оказаться очень полезным.
Лондон