В Думе подготовлен новый законопроект о депутатском статусе, который включает давно обещанную избирателям монетизацию льгот парламентариев. Депутаты постарались при этом не только сохранить, но и увеличить размеры собственных привилегий.
Принимая прошлым летом соответствующий акт в отношении рядовых россиян, законодатели обещали народу, что скоро урежут и свои льготы. Обещание не выполнено до сих пор: соответствующие поправки к закону о статусе были внесены только в феврале этого года, но пока даже не прошли первого чтения. На прошлой неделе оно снова отложено – до 22 апреля, поскольку от правительства потребовалось новое заключение.
Как уже писала «НГ», особого сокращения депутатских и сенаторских льгот и привилегий делать не предполагается. Суть процесса заключается в объеме средств, заменяющих прежние натуральные льготы. Если натуральная привилегия заменяется приличными наличными деньгами, то ни о каком ухудшении положения бывшего льготника говорить не приходится.
Депутаты, судя по всему, намерены именно так и поступить. Правда, в законе прописываются только общие нормы, а денежная конкретика приходится на разнообразные внутренние документы обеих палат – регламенты, сметы, решения начальства и тому подобное. Можно предположить, что скоро оценивать совокупные затраты на одного депутата или члена СФ будет очень непросто – большая их часть будет проводиться через документы, широкой публике не предоставленные.
Например, в закон предполагается включить норму о возможности выплаты депутату или сенатору наличных средств для оплаты расходов, связанных с их деятельностью. Ожидается, что этими деньгами парламентарии смогут оперировать в регионах, оплачивая транспорт и связь. Однако четко не говорится, сколько денег можно будет выдавать на руки, – все это будет решаться, исходя из регламента и сметы местного законодательного собрания. Интересно, кстати, что попутно с монетизацией депутатских привилегий думское большинство решает и некоторые политические задачи. В ближайшее время, судя по всему, фракции будут ограничены в праве самостоятельно распределять депутатов-списочников по регионам для работы с избирателями. В регламенте пропишут более жесткие нормы с квотами и ограничениями – например, оплатят депутату только ту поездку к избирателям, которая совершается в рамках региональной недели.
Определенные ограничения для депутатов введут и в сфере коммуникационных технологий. Палаты смогут вводить временные лимиты, определять, с каких телефонных номеров будет действовать междугородная или международная связь, а с каких – нет. Предполагается ввести выплаты и за транспортные расходы, компенсирующие депутатские затраты в том случае, если он не пользуется служебным автомобилем, а ездит на своей машине либо нанимает профессионального шофера.
Интересно, что на Охотном Ряду от предполагаемых нововведений скорее всего пострадают все, кроме «единороссов». Не секрет, что в этой фракции существует параллельная общедумской система финансирования депутатской активности – со своими правилами, ограничениями и механизмами поощрения и наказания рублем. А решение о помощниках, только двое из которых могут числиться государственными служащими, а не пять, как сегодня, сильнее всего заденет оппозицию, деятельность которой фактически не обеспечивается мощным центральным аппаратом Госдумы. Оппозиционерам теперь станет более сложно нанимать себе в помощники специалистов, которым раньше они могли предложить если и не высокую зарплату, то хотя бы почетный статус.
Единственное, что депутаты предлагают себе радикально урезать, так это отпуск. Сейчас парламентарий имеет право отдыхать целых 48 рабочих дней, что в переводе на календарные означает более 2 месяцев. Теперь же предполагается, что отпуск депутата Думы или члена СФ должен составить 56 календарных дней, или, если считать по-старому, 42 рабочих. Данная норма составляет предмет особой гордости авторов законопроекта, однако, как объяснили корреспонденту «НГ» осведомленные в этих вопросах люди, сокращая свой отпуск, депутаты себя не обидели. В частности, положение о выплате перед отпускам лечебных денег в размере двухмесячного денежного содержания в законе остается. Депутат Виктор Похмелкин объяснил: количество отпускных дней сокращается потому, что именно 56 календарных дней составляет отпуск федерального министра, к которому депутат и член СФ приравнены по статусу. Так что, отметил Похмелкин, если это равенство, которого до настоящего времени по многим льготным позициям все-таки не было, действительно будет установлено, то тот десяток дней, на которые сократился отпуск парламентариев, с лихвой будет компенсирован многими другими полезными приобретениями.