В минувший уикенд практически весь политический и экономический истеблишмент нашей страны переехал в Западную Европу. Одна, самая скромная делегация во главе с премьером Михаилом Фрадковым отправилась на траурную церемонию в Рим. Вторая, побольше и посолиднее, – прилетела в Лондон, чтобы поучаствовать в «Русском Давосе». Но наиболее многочисленную и представительную делегацию привез с собой в Ганновер Владимир Путин. Поприсутствовать вместе с ним на открытии знаменитой промышленной ярмарки, которая в этом году проходит под эгидой России, изъявили желание 80 глав министерств, служб и агентств, директоров и акционеров крупнейших предприятий, полпредов, губернаторов и глав районных администраций. С учетом сопровождающих лиц в Ганновере высадилось более 230 соотечественников.
В ярмарке участвует 60 государств, но Россия, именуясь «страной–партнером» Германии, будет первой среди равных. К тому же сегодня пройдет германо-российский День экономики. По такому случаю для демонстрации наших достижений выделили павильон № 13 – один, с не очень счастливым номером, зато самый большой (6600 кв. м). Рассказывать об успехах отечественной промышленности будут четыре «профильных» министра – промышленности, транспорта, образования и информационных технологий – Виктор Христенко, Игорь Левитин, Андрей Фурсенко и Леонид Рейман.
Гостям предъявят 138 экспозиций – как по отдельным отраслям, так и по целым регионам. В связи с чем в Ганновер отправились две дюжины губернаторов, включая руководителей двух столиц – Юрия Лужкова и Валентину Матвиенко. Особую пикантность губернаторскому слету придает тот факт, что здесь присутствуют областные начальники, под которыми, по мнению наблюдателей, давно шатаются стулья: Эдуард Россель, Константин Титов и Геннадий Ходырев. То ли федеральное руководство сменило гнев на милость, то ли эти региональные лидеры сами напросились в делегацию (есть хороший предлог: в Саратове, Нижнем и Екатеринбурге еще остается немецкое население) – с надеждой использовать такой повод для обсуждения своих карьерных вопросов.
В Кремле утверждают, что акцентированное российское присутствие на ганноверском форуме – инициатива хозяев, а не гостей. «Какие бы мрачные прогнозы о состоянии предпринимательского климата ни делались, налицо огромный интерес немцев к нашей экономике. Такой повышенный интерес даже удивляет, – признается помощник президента, кремлевский куратор внешней политики Сергей Приходько. – Огромное количество обращений, просьб о встречах с российскими предпринимателями. К нам обращаются десятки корпораций и компаний. Такого раньше не было».
Среди совместных проектов, вызывающих наибольший ажиотаж, – покупка германской компанией Siemens 73-процентного пакета акций ОАО «Силовые машины». Эта сделка уже приобрела ореол скандальности – особенно после того, как горячо обсуждалась в пятницу на Охотном Ряду. Дума приняла специальное обращение к правительству: депутаты заявили, что сделка угрожает обороноспособности страны («Силовые машины» производят, в частности, турбины для подводных лодок) и может обернуться захватом немцами нашего рынка энергомашиностроения. Депутаты попросили исключить этот проект из повестки переговоров в Ганновере (подробнее см. От Ганновера до Грозного верхом на «составляющей»). Сторону думцев держит Виктор Христенко – который как раз и руководил всеми мероприятиями по подготовке к ганноверской ярмарке. Высокопоставленный кремлевский чиновник, отвечая на вопрос «НГ», также заверил, что такой договор в официальном перечне документов, готовящихся к подписанию, не значится. Тем менее в состав делегации включен гендиректор концерна «Силовые машины» Евгений Яковлев.
Куда благосклоннее в Кремле относятся к другому проекту – строительству в Подмосковье линии по производству автомобилей «Фольксваген Гольф». По предварительным данным, подобное предприятие может быть создано в городе Ступино. В связи с чем в Ганновер вместе с начальником Московской области Борисом Громовым отправились сразу несколько глав районных администраций. Проект обсуждается на самом высоком уровне: еще в начале марта о нем говорили Герхард Шрёдер и Михаил Фрадков, а курирует подготовку сделки министр экономического развития Герман Греф. Последний хочет использовать сотрудничество с «Фольксвагеном» для обкатки своей давней идеи о свободных экономических зонах: для такого российско-германского СП могут быть сделаны таможенные и прочие преференции. «Проект серьезный, – соглашается Сергей Приходько. – Но необходимо правительственное решение».
Чеченская тема – неожиданная на этом фоне. Но без нее не обошлось: в делегацию всключены президентский полпред в Южном округе Дмитрий Козак и президент Чечни Алу Алханов. Как известно, Козак давно обсуждает с немецкими политиками планы Германии по инвестированию средств в экономику Чечни (и Кавказа в целом). Любопытно, что в Кремле к таким планам до сих пор относятся настороженно. Комментируя по просьбе «НГ» щекотливую тему, высокопоставленный чиновник президентской администрации высказался следующим образом: «Будет или не будет экономическая помощь Чечне – спросить надо у немцев. Мы с протянутой рукой не ходим. Деньги-то там есть – просто они разворовываются. Путин сказал: хотите реально помогать – ради Бога». На вопрос, не стоит ли за этим проектом желание немцев влиять на политическое урегулирование в Чечне, мой собеседник ответил так: «Наверное, есть в Германии такие силы. Но со стороны немецкого руководства мы таких незрелых заходов не фиксируем».
Впрочем, если Москва все-таки допустит хотя бы минимальное участие иностранцев в проектах по умиротворению Чечни, то первой будет Германия. Наверное, нет лидера, с которым у Путина сложились отношения более доверительные, чем со Шрёдером. Подсчитано, что с 2000 года два друга встречались в различных форматах 30 раз. Немало встреч намечено и на этот год. Как минимум дважды Шрёдер появится в России: в мае в Москве по случаю 60-летия Победы над фашистской Германией и в сентябре предположительно в Томске – по случаю 50-летия восстановления дипломатических отношений с той же Германией, от фашизма уже освобожденной.