Вчера Государственная Дума приступила к работе над проектом постановления об амнистии «в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Документ внесен тремя депутатами нижней палаты после согласований в правительстве и администрации президента. Освобождению подлежат все участники Великой Отечественной и выборочно – «чеченцы» и «афганцы»: имеются в виду только военнослужащие Российской армии, отбывающие срок по нетяжелым статьям.
Один из авторов законопроекта, глава комитета по законодательству Павел Крашенинников, сам назвал документ «очень узкой амнистией», готовя которую, парламентарии «прежде всего исходили из стремления осуществить акт гуманизма в отношении тех, кто в свое время спас нашу страну от «коричневой чумы» и защищал ее интересы в горячих точках после 1945 года». По предварительной оценке Крашенинникова, под амнистию подпадет примерно 2 тысячи человек.
Безусловному освобождению вне зависимости от совершенного преступления подлежат ветераны войны, труженики тыла, блокадники, узники концлагерей и гетто, насильственно угнанные и прочие, список которых подробно зафиксирован в Законе «О ветеранах». Таковых, впрочем, будет немного – не более 200 человек.
Между тем для ветеранов горячих точек, сказал депутат, существует огромное количество исключений. Главное из них заключается в том, что совершенные ими преступления не должны относиться к категориям тяжких или особо тяжких. «Короче, – отметил Крашенинников, – они подпадут под амнистию в том случае, если получили не больше 5 лет». Заметим, что амнистированы могут быть и «участники восстановления конституционного порядка на территории Чеченской Республики и антитеррористической операции на Северном Кавказе». К боевикам эта амнистия отношения иметь не будет. Кроме того, Павел Крашенинников сам, не дожидаясь вопросов, заявил, что «ни Буданов, ни Ходорковский под эту амнистию не подпадают». А так как амнистированы должны быть не только сидящие граждане, но и подследственные, то депутат заранее исключил возможность освобождения и для архитектора «Трансвааль-парка» Нодара Канчели.
Напомним: решение об амнистии находится в исключительной компетенции Государственной Думы и объявляется думским постановлением, которое не требует ни Совета Федерации, ни президентской подписи. Вступит амнистия в силу со дня публикации документов в печати и продлится полгода. Впрочем, возможно, некоторые осужденные будут выпущены и позже: например, принудительно лечащиеся от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерических заболеваний могут быть амнистированы только после выздоровления. По словам Крашенинникова, депутаты рассчитывают проголосовать за амнистию до 25 апреля, чтобы ко Дню Победы большая часть подпадающих под нее заключенных уже была отпущена на волю. Кстати, он полагает, что «после существенной гуманизации уголовного законодательства, проведенной в последнее время, необходимость регулярных амнистий, практиковавшихся в 90-е годы, отпала». И действительно, последняя амнистия в нашей стране проводилась поздней осенью 2001 года, причем она была специализированная – освобождались только некоторые категории несовершеннолетних преступников и женщин.