Европейские эксперты предупреждают: партии, которые готовят благоприятные для себя изменения в избирательное законодательство, могут получить результат, далекий от ожидаемого. Об этом шла речь на круглом столе по обмену опытом применения различных типов избирательных систем, который проходил вчера в ЦИКе с участием специалистов из Франции.
В этой области французам есть чем поделиться: они активно экспериментируют с системой госустройства: сменили 16 Конституций и пять вариантов устройства республики. «Мы во Франции не любим изменений избирательной системы, что не мешает нам вносить их регулярно», – резюмировал эксперт-консультант Совета Европы Мишель Лесанж. И с высоты имеющегося опыта предупредил: пролоббированные партиями в собственных интересах изменения очень часто работают не так, как планировалось.
Между тем дискуссии на тему, какие именно нормы будут применяться в ходе следующих парламентских выборов, продолжаются. Напомним, что «Единая Россия» намерена поправить президентскую версию законопроекта, который планируется принять во втором чтении 15 апреля. Во вторник профильный комитет большинством в один голос принял решение рекомендовать к принятию во втором чтении поправки ЕР, согласно которой к партии не применяются санкции за отказ лидеров избирательных списков идти в депутаты. Однако борьба не закончена: как заявил глава ЦИКа Александр Вешняков, он будет настаивать на жестких санкциях за немотивированный отказ от мандатов. «Мы довольно жесткую позицию здесь занимаем, хотя в этой борьбе все не так просто», – сказал он. Развернувшаяся вокруг отдельных позиций борьба, по мнению главы ЦИКа, свидетельствует, что партии власти «невыгодна пропорциональная система, отсюда и жаркие споры», а вот на пользу партиям новая система парламентских выборов пойдет однозначно.
Хотя далеко не все представители партий согласны с этим утверждением. «В Северной Корее или Туркмении можно ввести любую избирательную систему, но состав парламента в любом случае останется один и тот же», – член политсовета СПС Борис Надеждин попытался «на пальцах» объяснить французам принцип действия административного ресурса, который является главным приводным ремнем российской демократии. Основной политической силой в России остается бюрократия. А потому Надеждин убежден, что с ЕР Вешняков справится легко: «С Кремлем же по всем пунктам договаривались? Договаривались. И чего там теперь Плигин безобразничает? Надо на него нажаловаться куда следует. Работайте, Александр Альбертович, мы в вас верим!»
«Коллеги из Франции не понимают, что такое административный ресурс», – вторил Надеждину депутат-«родинец» Иван Харченко. По этому поводу в «Родине» возлагают особые надежды на выборы по партийным спискам: связь с избирателями пострадает, зато одномандатников не смогут силком загонять во фракцию ЕР.
Впрочем, французы тоже местами затруднялись с адекватной передачей особенностей национальной избирательной системы. «Шабадабада», – зампред Комиссии по законодательству Сената Франции Партис Желяр, активно жестикулируя, объяснял, что это принцип слоеного пирога, который в обязательном порядке действует при применении пропорциональной системы (таким образом формируется 2/3 Сената) и означает обязательное чередование мужчин и женщин. Напомним, что в России пока дальше идеи 30-процентной женской квоты даже теоретически не пошли.