События, которые потрясли Киргизстан на прошлой неделе, постепенно утихли. Я недавно сам был в Бишкеке и могу сказать, что безопасность в городе восстановлена. Тем не менее меня не покидает чувство тревоги в связи с тем, что ситуация в стране снова может ухудшиться. Ограбленные мародерами магазины продолжают напоминать о том, что Киргизстан – это не Украина или Грузия и что до стабильности еще далеко.
После формирования нового правительства в Бишкеке перед страной встали новые задачи. Но очевидно одно: возврат в прошлое невозможен. Ростки революции уже не остановить, хотя, учитывая складывающуюся в Киргизстане ситуацию, я не уверен, что сейчас можно разом добиться чего-то большего.
Общество расколото политически и экономически. Силы безопасности, похоже, подчиняются прежде всего своим местным «боссам», а армии и органам правопорядка недостает должного финансирования.
Невозможно говорить о безопасном и стабильном Киргизстане, пока эта центральноазиатская республика не пройдет через переходный период и не проведет новые выборы. Невозможно говорить о стабильности без масштабного экономического развития. И, наконец, стабильность в стране будет оставаться хрупкой, пока силы правопорядка и власть будут находиться в руках местных «авторитетов». Приоритетными задачами следующего правительства должны стать подготовка и реализация плана восстановления экономики страны, создание органов безопасности, действующих на общегосударственном уровне, а также обеспечение конкурентной, плюралистической, но стабильной политической среды.
Киргизстан сталкивается сейчас еще с одной более острой и насущной проблемой – политическое соперничество и в какой-то мере натянутые отношения между Феликсом Куловым и Курманбеком Бакиевым. Узы революционной солидарности уже рассыпаются, и двое лидеров революции все больше отдаляются друг от друга. Кулов вышел из состава правительства Бакиева и открыто бросил ему вызов, решив участвовать в предстоящих 26 июня президентских выборах.
Кулов чрезвычайно популярен в Киргизстане. По данным некоторых социологических исследований, он – самый популярный деятель в стране. Бывший политзаключенный и создатель органов безопасности Киргизстана Кулов – смесь Нельсона Манделы и Владимира Путина. Это вполне может оказаться выигрышной комбинацией в июне во время выборов. К тому же Феликс Кулов пользуется широкой поддержкой деловых кругов. Но есть и одна проблема: формально Кулов продолжает отбывать тюремный срок, а Бакиев – единственный, кто его может оправдать.
Учитывая популярность кандидатуры Кулова, Бакиев в его освобождении явно не заинтересован. Нет ничего удивительного в том, что Бакиев не торопится с принятием такого решения, стараясь выиграть время за счет Кулова. Ведь имея статус заключенного, Кулов не может выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах.
До выборов остается менее трех месяцев, поэтому у желающих принять в них участие остается все меньше возможности вступить в гонку. Для того чтобы голосование было честным и свободным, подготовка к участию в нем должна начаться уже сейчас. Чем дольше такие претенденты, как Кулов, будут удерживаться в стороне в связи с политическим обструкционизмом, тем меньше у них шансов получить адекватную финансовую поддержку и поддержку избирателей и тем сильнее будет накаляться атмосфера в целом.
Кулов, конечно, хорошо понимает, что происходит, и может решить вывести своих людей на улицы, чтобы массы придали легитимность его политическим маневрам. В этом не будет ничего хорошего: выйдя на улицы, сторонники Кулова лишь дестабилизируют ситуацию в стране, возможно, доведя ее до грани непоправимого.
В связи с тем, что степень доверия друг к другу у Бакиева и Кулова очень низка, а я бы даже сказал – отсутствует, необходима третья сторона, которая могла бы стать посредником. Наряду с этим я приветствую решение Аскара Акаева подать в отставку. Этот шаг должен способствовать восстановлению политической стабильности в стране.
ОБСЕ будет продолжать играть свою роль. Я планирую направить в Киргизстан своего личного представителя и делегацию для посредничества между Бакиевым и Куловым. Для обеспечения стабильности на время переходного периода нам, безусловно, необходимо согласие между этими двумя политическими игроками. Вместе с тем я надеюсь повысить степень участия Европейского союза (ЕС), США и России. Я хотел бы наладить контакт между ЕС (в Бишкеке организация представлена посольством Германии), российским и американским послами, объединив их усилия по урегулированию ситуации в Киргизстане с работой моей делегации.
Я убежден, что стабильный переходный период в Киргизстане – залог прогресса в республике. ОБСЕ может играть лидирующую роль, однако активная поддержка стран – членов организации будет предельно необходимой в течение следующих нескольких недель.