В последнее время все чаще можно слышать критику в адрес министра финансов Алексея Кудрина. Дескать, и денег он не дает на инвестиции, и налоги снижать отказывается, и вообще только накопительством на черный день занят. Нужен стране такой министр финансов? Нужен, ведь основную часть своих задач, в число которых входит прежде всего забота о сохранности государственных денег, Алексей Кудрин выполняет хорошо, недаром же он признан лучшим в мире министром финансов по итогам прошлого года. Проблема только в том, что остальной кабинет министров должен быть сосредоточен на том, как добиться устойчивого развития страны. Сейчас же получается, что правительство превратилось в один большой Минфин и работает как гигантский тормоз.
Однако проблема кроется скорее не в нежелании главы правительства и членов кабинета работать по-другому. Как выяснилось в последнее время, желание и идеи как раз есть. Вопрос в другом. К сожалению, вся экономическая и социальная политика оказалась на службе у, мягко говоря, не очень грамотных политтехнологов, которые решают совершенно отличные от нужд страны задачи. Главная проблема пиарщика – это придумать броский, популистский лозунг, с которым клиент пойдет на выборы. Это не так страшно, если речь идет о выборах депутатов районного совета города N-ска или даже депутатов Госдумы, но если дело касается переизбрания губернатора или, не дай бог, президента, то под ударом оказываются миллионы людей.
В погоне за красивыми лозунгами рождаются перлы, подобные удвоению ВВП. Никто ведь на самом деле не просчитывал предварительно это предложение, и все последовавшие за этим дискуссии наглядно это подтверждают, а выводы Минэкономразвития однозначно свидетельствуют, что к ни к 2010, ни к 2012 году удвоить объем внутреннего продукта не удастся. Тем не менее работа целых ведомств была парализована не на один месяц, поскольку они пытались посчитать, как выполнить «амбициозную задачу».
Последние идеи оказались еще хуже и, что самое главное, гораздо опаснее. Речь идет о предложении удвоить пенсии и зарплаты бюджетников к 2008 году (то есть к тому времени, когда должны состояться очередные президентские выборы). Как показали последовавшие за этим события, никаких расчетов по данной идее нет. Минэкономразвития, Минфин, Пенсионный фонд и прочие изо всех сил стараются натянуть показатели и найти деньги на очередное удвоение – не выходит. Пенсионный фонд посчитал, что в 2008 году ему в случае выполнения этого заказа понадобится из бюджета дополнительно около 900 млрд. руб. Пусть эта цифра завышена и можно говорить о 500–600 миллиардах, но положения это не спасает. На удвоение зарплат бюджетникам, как объяснял «НГ» министр образования и науки Андрей Фурсенко, понадобится около 300 млрд. руб. Если все суммировать, то Стабилизационного фонда хватит на год, а дальше – тотальный дефицит.
Говоря о пресловутой монетизации льгот, то она также из разряда пиар-реформ. Кто-то, начитавшись учебников по экономике для старших классов, послушав западных экспертов, решил, что нам надо срочно избавиться от груза «социалки», чтобы в итоге снизить объем бюджетных расходов и уровень злоупотреблений чиновников. Что вышло, всем известно: расходы выросли, количество злоупотреблений не снизилось. Также раньше провалили пенсионную реформу, единственным результатом которой стала появившаяся у властей возможность залезать в карман к Пенсионному фонду, который сегодня скупает основную часть государственных ценных бумаг с доходностью ниже уровня инфляции. Административная реформа идет таким же путем: громкая декларация – полный провал.
На фоне этих «новаций» остаются нерешенными такие экономические проблемы, как замедление темпов роста ВВП и инвестиций, возрастающая зависимость от сырьевого экспорта, отсутствие прироста новых рабочих мест, низкий уровень оплаты труда, все возрастающий разрыв в доходах бедных и богатых. Эти проблемы не решаются лозунгами типа «догнать и перегнать», «удвоить и утроить». Они не могут быть решены также и путем популярного ныне макроэкономического регулирования. Они требуют конкретных решений по конкретным проблемам и даже конкретным предприятиям. Необходимы четкая система приоритетов, в том числе и отраслевых, а также ненавистная либералам промышленная политика. Нужно перестать гнаться за валом реформ и законопроектов, а сосредоточиться на качестве преобразований. В общем, заниматься надо вплотную внутренними проблемами, копаться, так сказать, в земле, не боясь запачкать лаковые туфли и белые ручки. Что касается коррупции и опасений, что госинвестиции будут разворованы, то это слабое оправдание. Существует множество способов если не ликвидировать, то по крайней мере снизить уровень злоупотреблений.
И последняя деталь. Почти во всех странах, которые ставили перед собой задачу прорыва в экономическом развитии, приоритетной для властей была задача привлечения инвестиций. Во всех странах с развивающейся экономикой понимают, что исключительно собственными средствами не обойтись. Необходимы и иностранные деньги, и современные технологии. Для этого создаются специальные госорганы или предприятия с госучастием, а также нанимаются специальные организации, которые работают с инвесторами и занимаются продвижением позитивного имиджа страны за рубежом. У нас такого органа не было и нет. Помощник президента Игорь Шувалов с непонятной гордостью заявил на днях, что Россия развивается по либеральному пути, несмотря ни на что, «мы это докажем и не будем ради этого нанимать PR-агентство». Администрация президента и правительства, видимо, почему-то рассчитывают, что деньги потекут к ним сами, но ни один инвестор не расстанется просто так ни с одним центом. Это видно из статистических данных, согласно которым накопленный объем прямых иностранных инвестиций России меньше, чем, например, в Польше, и на порядки ниже, чем в Китае.
Но, несмотря на это, отечественные пиар-технологи и их работодатели до сих пор сосредоточены не на том, как заработать деньги для страны, а на том, как обеспечить «преемственность власти». Поэтому задача сейчас первостепенная иная – выборы на носу, нужны новые свежие лозунги.