Через несколько дней после обращения к историческим корням в Костроме Путин приехал в Орел, чтобы поговорить о Великой Отечественной войне. Возможно, еще никогда в город не приезжала такая представительная компания VIP-персон: несколько высокопоставленных сотрудников администрации президента, включая помощника главы государства Виктора Иванова, руководители ФСБ, Минобороны, МВД, депутаты, сенаторы, представители трех религиозных конфессий. Все они приняли участие в заседании всероссийского оргкомитета «Победа», посвященном празднованию ее 60-летия. Кремль отводит торжествам особую роль. Сейчас победу над фашизмом буквально вырывают из рук, и, как сказал вчера Путин, «нам необходимо акцентировать решающий вклад Советского Cоюза в Великой Отечественной войне».
По словам президента, достойная встреча 60-летия Победы – общенациональная задача. «Во всем они хотят ущемить интересы родины, – жаловался Валентин Варенников, выступавший вчера в роли президента Российской ассоциации героев войны, – тогда мы отстояли Советский Союз, а теперь должны отстоять Россию». – «А от кого мы должны ее защищать?» – поинтересовалась корреспондент «НГ». «Пятая колонна и спецслужбы Запада сделали все возможное, чтобы разрушить Советский Союз», – предупредил меня генерал.
Мэр Москвы Юрий Лужков в это время с удовольствием делился с журналистами планами московских властей относительно праздника. «Мы делаем эшелон Победы, он пройдет от Бреста до Москвы, – воодушевленно рассказывал Лужков. – И еще я договариваюсь с МГУ и Жаном-Мишелем Жарром». «Опять давка будет», – вздохнул мой коллега, вспомнив празднование 850-летия столицы и лазерное шоу известного французского композитора. «Да какая давка! Это мероприятие вообще было занесено в Книгу рекордов Гиннесса», – обиделся московский мэр. А еще Лужков раскрыл нам тайны спецоперации, закончившейся поимкой многих опасных преступников. Оперативно-разыскное мероприятие было приурочено к 60-летию Победы и напомнило многим зачистку Москвы перед Олимпиадой-80.
Заседание оргкомитета, проходившее в здании областной администрации, сильно смахивало на пленум политбюро ЦК КПСС – все докладчики читали по бумажке, блистая достижениями и ни слова не говоря о неудачах. Присутствующим было предложено задавать вопросы докладчикам. Вице-премьеру Александру Жукову досталось по полной программе. Михаил Трунов, председатель Всероссийского совета ветеранов войны, поинтересовался у него судьбой тружеников тыла, забота о которых после отмены льгот возложена на региональные бюджеты, которые в основном со своей задачей не справились. «Единственная просьба – финансирование взять на федеральный бюджет!» – взывал ветеран к вице-премьеру. Жуков обнадежил: «Правительство рассматривает вопрос, и, возможно, решение будет принято».
Министру культуры Александру Соколову Трунов напомнил о решающей роли СССР в разгроме немецко-фашистских войск. «Кто у нас контролирует телевидение?» – возмущался ветеран, приводя в пример известные сериалы, включая «Штрафбат». «Это же ложь! Это хуже, чем международный терроризм! Эти фильмы уродуют сознание людей, надо, чтобы был контроль!» – наставлял ветеран главного ответственного за российскую культуру. «Мы не можем вводить запреты, – оправдывался Соколов, – не забывайте, что фильмы, которые показывают США в нужном ключе, Пентагон заказывает и оплачивает сам». Ответ министра не удовлетворил Трунова: «Вы посмотрите – фильм «Повесть о настоящем человеке» показывают в 2 часа ночи, а «Выиграй миллион» идет в пять часов вечера. Владимир Владимирович, повлияйте на это!»
Следующее испытание выпало на долю Зурабова. Министр здравоохранения долго и подробно рассказывал о мероприятиях, которые проводит его ведомство, и о том, как оно тщательно заботится о ветеранах. Московский мэр ему явно не поверил: «122-й закон существенно ухудшил положение инвалидов». Лужков так и не мог понять, почему ведомство Зурабова сначала предложило выплачивать на лекарства 350 руб., а потом снизило эту сумму до менее двухсот. «На каком основании вы приняли такое решение? Эта сумма недостаточна!» – негодовал Лужков. Министр здравсоцразвития ответил, что все идет своим путем, что это лишь предварительная оценка, а потом сумма может увеличиться. «То есть я правильно понял, что в первом полугодии люди будут недополучать пенсии, а те, кто выживет, потом получат компенсацию?» – возмутился Лужков. «Нет, неправильно», – уже раздраженно ответил Зурабов, объяснив московскому мэру схему отпуска лекарств. Объяснение Зурабова вызвало у Лужкова гомерический хохот.
Самая тяжелая роль выпала первому заму главы МИДа Валерию Лощинину – рассказать о проколах в подготовке праздника. Чиновник поведал: подтвердили приглашение 49 стран, никакой информации пока нет от руководителей КНДР, Японии, Великобритании, Грузии и Молдавии. Когда докладчик закончил перечисление, Варенников задал политический вопрос: «А что по поводу Абхазии и Южной Осетии?» Лощинин заверил, что они приглашены. Генерал удовлетворенно кивнул.
Следующим слово взял президент Академии военных наук России Махмуд Гареев. Ветеран вернулся к теме освещения войны. «Литва бы никогда не получила ни Вильнюса, ни Клайпеды, а вообще прибалтийские республики в составе СССР получили такую независимость, о которой при немцах они и мечтать не могли», – с пафосом говорил Гареев. «Нам нужно не стесняться проводить свою пропагандистскую кампанию», – подчеркнул ветеран. И предложил президенту свезти всех губернаторов в Орел и провести с ними учебно-воспитательную работу. После чего Гареев вернулся к теме телесериалов, ставшей гвоздем совещания: «Почему на государственных каналах нужно показывать фильмы, которые оскорбляют ветеранов? Вот Соколов говорит – мы не можем контролировать. Но контроль государства все равно есть. Нужно только его с особой пользой осуществлять».
В заключительном слове президент ничего не сказал о контроле над государственным телевидением. Он просто воспользовался случаем поблагодарить ветеранов: «Как мы относимся к своим родителям, так и наши дети будут относиться к нам», – проникновенно сказал президент.
На празднование Дня Победы в этом году из средств федерального бюджета выделено 6 млрд. руб. – такая обобщенная цифра, кажется, впервые появилась в документах, розданных вчера участникам заседания.
Орел