Владимир Рыжков не позволит обыграть себя «наперсточникам».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Завтра кабинет министров рассмотрит федеральный законопроект «Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Проект был внесен МЭРТом на рассмотрение министрами в конце января. Вчера группа независимых депутатов ГД РФ представила свой, альтернативный документ, во многом пересекающийся с правительственными наработками, но отклоненный думскими комитетами. Как утверждают авторы, «из-за политической целесообразности».
Несмотря на то что право гражданина на свободу политической информации оговорено в Конституции, прямого закона, обеспечивающего эти статьи, до сих пор в России не существовало. Новый законопроект об открытости госорганов – детище экс-замминистра экономического развития и торговли РФ Михаила Дмитриева, ныне научного руководителя Центра стратегических разработок. Предполагается, что если ему будет дан ход, то каждая властная инстанция будет уделять особое внимание обратной связи и обеспечивать любого желающего информацией о деятельности органов власти в течение месяца. Исключение – данные с грифом «секретно», регламентированные законом о конфиденциальной информации, также разработанным МЭРТ РФ. Впервые в законе говорится и о необходимости властных структур иметь свои странички в интернете, открытые для публичного доступа.
Между тем вчера альтернативный законопроект общественности презентовали независимые думцы. «Мы хотим оказать давление на ГД перед вторым чтением законопроекта», – пояснил цель пресс-конференции Владимир Рыжков. Он представил этот документ в Думу вместе с другими депутатами – Святославом Насташевским, Игорем Морозовым и Виктором Черепковым – несколько месяцев назад. Но несмотря на одобрение 48 регионов, профильный комитет рекомендовал нижней палате его отклонить. «Без юридических аргументов, – негодует председатель Независимого института выборов Александр Иванченко, – а из соображений политической целесообразности, ведь он внесен альтернативными депутатами».
Что касается министерской инициативы, то Рыжков сетует на затянутость процедуры. «Уже несколько лет это «приоритетный» закон для правительства, – иронизирует он, – его рассмотрение все время переносится». Депутат, однако, не исключил, что законопроект МЭРТа может быть и принят. Но его возмущает сам принцип работы Федерального собрания – «игра в наперсток», – когда одни и те же идеи отклоняются в зависимости от того, кто их вносит. Хотя подготовленный ими закон, по словам Рыжкова, уже оценили в правительстве по достоинству, и, возможно, наработки независимых думцев будут синтезированы в проекте МЭРТа. Александр Иванченко также возмущен тем, что правительство работает над проектом закона три года и никаких деталей не разглашает. «Сама процедура разработки законопроекта говорит о закрытости», – резюмирует он.