Центральная избирательная комиссия готова принять беспрецедентное решение: в ближайшие дни один из субъектов Федерации получит право приобрести «кусочек» системы «ГАС-Выборы». Точнее, одной из ее составляющих – речь идет об электронных комплексах обработки избирательных бюллетеней (КОИБах), которые называют «умными урнами». Глава ЦИКа Александр Вешняков в беседе с корреспондентом «НГ» рассказал, на каких условиях «умные урны» могут быть переданы тем, кто их просит.
Напомним, что в идеале вся автоматизированная система, обеспечивающая информационные процессы при подготовке и проведении выборов, должна замыкаться именно на такие электронные «счетчики» голосов. Однако из-за дороговизны КОИБов (каждый стоит почти 70 тыс. руб.) их тираж до сих пор крайне ограничен, а голоса считают по старинке – вручную. В распоряжении ЦИКа находится немногим более тысячи КОИБов, таким количеством можно закрыть разве что один округ. Что, кстати, делалось – например, на довыборах депутата Госдумы по столичному Преображенскому округу прошлой зимой. На самом деле КОИБы регулярно используются в ходе разного уровня избирательных кампаний, однако при этом они остаются в федеральной собственности и под присмотром Федерального центра информатизации, где следят за жестким соблюдением всех технических регламентов.
Однако недавно Московская городская избирательная комиссия запросила в Центризбиркоме разрешение на приобретение собственных электронных комплексов. И, по всей видимости, его получит, хотя Центризбиркому потребовалось взять тайм-аут, чтобы решить – на каких условиях. «Мы не возражаем по поводу такой инициативы, – пояснил «НГ» председатель ЦИКа Александр Вешняков. – Только хотим уточнить детали: каков механизм контроля при использовании этих устройств со стороны ЦИКа с учетом положений федерального законодательства. Чтобы не получилось так: техника приобретена, сертифицирована, но в процессе хранения перенастроена на что-то совсем другое. Мы должны застраховаться от такого рода возможных действий, чтобы была полная ясность и для московской городской избирательной комиссии, и для ЦИКа. Ответ будет положительный, если будут соблюдаться все условия использования КОИБов – и технические, и программные».
Вешняков напомнил, что КОИБы в Москве применялись и на федеральных выборах, и на довыборах депутата Госдумы по 199-му округу. «При всех страстях, которые кипели со стороны некоторых кандидатов, в конечном итоге они доказали свою техническую готовность и беспристрастность при подведении итогов голосования», – отметил глава ЦИКа.
Однако похоже, доказали не всем: например, председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин убежден, что главная проблема заключается в контроле за теми, кто контролирует КОИБы. «КОИБ является программируемым устройством, а запрограммировать его можно как угодно», – отметил он. Если проконтролировать ход ручного подсчета голосов наблюдатели в состоянии, то вопросы проверки программного обеспечения пока можно обсуждать чисто теоретически. Бузин напомнил, что в ходе недавних довыборов по Преображенскому округу наблюдателям не удалось добиться ручного пересчета бюллетеней хотя бы на отдельных участках.
Теперь Центризбиркому придется решать ту же самую проблему контроля – но уже по отношению к «нижестоящей» инстанции. Хотя бы теоретически: как сообщили «НГ» в Мосгоризбиркоме, вопрос о приобретении «умных урн» пока находится в стадии предварительного согласования с правительством столицы. В Москве 3200 участковых избирательных комиссий, чей труд намерены облегчить посредством внедрения электроники. Если учесть, что на каждую потребуется не менее двух КОИБов, общий объем заказа будет солидным.