Пожар в Измайлове – символ политического хаоса.
Фото ИТАР-ТАСС
Сергей Миронов раскрыл важную государственную тайну. В субботу с трибуны съезда своей партии он сообщил, что три четверти трансфертов из федерального бюджета направляются всего в три республики – Башкирию, Татарстан и Чечню. Нет сомнений, что речь идет об известной практике тушения возможных социальных пожаров в наиболее проблемных регионах с помощью финансовых интервенций. Субботние события в Башкирии и вчерашние в Ингушетии показывают, что для ликвидации всех «очагов возгорания» федеральной казны может не хватить: патогенной зоной оказываются практически весь Северный Кавказ и мусульманские республики Поволжья. «НГ» составила рейтинг наиболее взрывоопасных регионов.
«Для России это еще один звонок, что мы тоже в плане этой спецоперации», – сказал о влиянии киргизских событий на отечественную политику государственный комментатор Михаил Леонтьев. И действительно, эхо парада «цветных» революций уже слышится на территории России – пока в наиболее неблагополучных республиках и областях. Если украинский опыт показал, что радикальные действия по смене власти получают одобрение и поддержку на Западе, то киргизский опыт учит другому. Для опрокидывания режима необязательно нужны мощная оппозиция, крепкая идеология и массовая поддержка населения. Если режим сгнил, то он обрушится, как карточный домик, под нажимом даже небольшой, но решительной толпы, всего нескольких тысяч человек, готовых идти до конца. Достаточно убеждения, что власть коррумпирована, слаба и недееспособна – на фоне массовой нищеты местного населения. Именно такая ситуация складывается во многих республиках Поволжья и Северного Кавказа.
Впрочем, еще задолго до киргизских событий отечественные устои стали сотрясаться по всему периметру исламизированных регионов (не считая перманентной войны в Чечне).
В июле 2004 года в Хасавюрте (Республика Дагестан) произошли многотысячные антиправительственные митинги, организованные мэром города. Милиция отказалась разгонять демонстрантов и практически солидаризировалась с участниками акции.
После теракта в Беслане начались бессрочные акции протеста в Северной Осетии. Главное требование – отставка президента республики Александра Дзасохова. Наибольший эффект произвели акции с перекрытиями федеральных автотрасс.
С сентября проходили многочисленные митинги в Калмыкии: оппозиция требовала отставки президента республики. По свидетельству местной прессы, эти несанкционированные акции были больше похожи на попытку восстания. Наиболее крупный, многотысячный митинг был разогнан в ночь на 21 сентября силами ОМОНа, спецназа и внутренних войск. 10 человек пропали без вести, были погибшие и раненые.
21 октября 2004 года начались массовые волнения в Карачаево-Черкесии, обусловленные сокрытием совершаемых в республике тяжких преступлений. Поводом послужило убийство местных оппозиционных парламентариев на даче зятя президента Мустафы Батдыева. Более трех сотен жителей – во главе с родственниками убитых – ворвались в здание президентской администрации и потребовали встречи с главой республики. Собравшиеся более суток отказывались уходить. Уговорить их смог только полпред президента России в ЮФО Дмитрий Козак.
Возможно, самой многочисленной была манифестация в Башкирии 26 марта этого года. В Уфе на митинг вышли двадцать тысяч недовольных, они готовы были штурмовать Дом республики. Оппозиция требует отставки президента республики Муртазы Рахимова. Тысячи людей митинговали и в Благовещенске – под лозунгами «Муртазу Рахимова – в отставку» и «Нет антинародной социальной политике». С 1 мая оппозиция намерена начать общереспубликанскую бессрочную акцию протеста.
В Ингушетии масштабных событий вчера не произошло, но, судя по тому, как перепугались республиканские да и федеральные власти, взрыва можно ожидать в любой момент.
В отечественной политологии уже появился термин «акаевщина» – то есть предреволюционная ситуация. «Акаевщина состоит из двух факторов: колоссальное социальное расслоение и усталость других кланов от 15-летнего правления одной и той же группировки, – говорит директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. – Второй фактор присутствует и в Татарстане, и в Башкортостане. На Северном Кавказе власть кое-где менялась, но здесь играет роль первый фактор: повальная бедность, демографический взрыв, безработица молодежи, абсолютная коррупция светских властей, в некоторых случаях этнические конфликты, просто по земельным ресурсам – земля, вода». К этому добавляется дестабилизирующая роль Чечни и растущая популярность радикальной исламистской идеологии. А катализатором бунтов могут стать события в СНГ: нельзя сбрасывать со счетов «технологическое и информационное воздействие опытов народных революций».
Но есть еще один фактор – переход от выборов региональных лидеров к прямым назначениям и снятиям. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что на местных оппозиционеров пример Корякии произвел не меньшее воздействие, чем пример Киргизии: если президент может за какую-то провинность снять даже всенародно избранного губернатора, значит, появляется смысл раскачивать ситуацию в своей республике. «Все эти митинги в первую очередь адресованы федеральному Центру: чтобы он вмешался, навел порядок, снял теперешнюю власть, поставил другую, народную. Те элитные группы, которые находятся в оппозиции и в Башкирии, и в Ингушетии, никоим образом не хотят идти на силовые действия. Они понимают, что это их сразу дискредитирует в глазах федерального руководства».
Эксперт уверен, что Кремль сейчас не пойдет на поводу у республиканской оппозиции, но та будет постоянно «расшатывать лодку», надеясь, что рано или поздно у Москвы лопнет терпение: перманентные отрицательные новости из кавказских регионов никому не нужны.
При этом у федерального руководства нет ни внятных рецептов для тушения этих пожаров, ни специалистов, способных дать экспертную оценку этой ситуации. Наиболее известные политтехнологи доказали свою несостоятельность на выборах в Украине, Абхазии и Молдавии. На днях «НГ» тщетно пыталась найти среди федеральных политиков людей, которые бы объяснили, что происходит в Башкирии. Вчера никто ни в Думе, ни в Совете Федерации не смог прокомментировать ситуацию в Ингушетии. Судя по всему, есть острый дефицит и в дипломатических кадрах – если в Белоруссию отправляют послом разжалованного губернатора Дмитрия Аяцкова, а на пост посла в не менее проблемном Таджикистане прочат сенатора от той же Саратовской области Рамазана Абдулатипова.
═
Волнения в регионах
═
Республика | Повод для протестов | Форма протеста | Массовость |
Башкирия, март 2005 | События в Благовещенске | митинги, демонстрации | 20 тысяч человек |
Северная Осетия, январь 2005 | Теракт в Беслане | перекрытие дороги | несколько сотен человек |
Карачаево-Черкесия, октябрь 2004 | Убийство депутатов на даче зятя президента Батдыева | захват здания администрации | 300 человек |
Калмыкия, осень 2004 | Низкий уровень жизни | митинги | несколько тысяч человек |
Дагестан, июль 2004 | Низкий уровень жизни | митинги | несколько тысяч человек |
═
Федеральные целевые программы развития отдельных территорий РФ
═
Программа | Выделено средств из федерального бюджета в 2005 г., млрд. руб. | Всего средств из федерального бюджета на реализацию программы, млрд. руб. | Общий объем финансирования программы (все источники), млрд. руб. |
Социально-экономическое развитие Республики Татарстан (2001–2006 гг.) | 9,922 | 81,275 | 374,628 |
Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан (2001–2006 гг.) | 6,249 | 34,139 | 172,099 |
Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики на 2002 и последующие годы* | 5,820 | С 2002 по 2004 г. включительно выделено 12,9 млрд. руб. | Все средства выделяются из федерального бюджета, срок окончания программы не указан |
⌠Юг России■ (2002–2006 гг.) | 2,581 | 9,256 (на 2003–2006 гг.) | 104,022 |
Программа развития Калининградской области (2002–2010 гг.) | 1,049 | 7,414 | 92,636 |
Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья (1996–2010 гг.) | 0,938 | 16,376 | 380,308 |
Социально-экономическое развитие Курильских островов и Сахалинской области (до 2005 г.) | 0,225 | 1,495 | 8,351 |
* Помимо средств в рамках данной программы Чеченская Республика получает средства из федерального бюджета и по другим статьям.
Так, на выравнивание бюджетной обеспеченности выделено в текущем году 7,093 млрд. руб., на обеспечение сбалансированности бюджета 1,501 млрд. руб. По этой же статье Башкортостан получит 561,653 млн. руб.
═
Источник: Минфин РФ