0
974
Газета Политика Интернет-версия

28.03.2005 00:00:00

Похороны СНГ в Ереване

Наталья Меликова

Об авторе: Наталья Михайловна Меликова - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: снг, содружество, армения


Давно планировавшийся визит Владимира Путина в Ереван совпал с крушением режима Аскара Акаева в Киргизии. В те часы, когда разъяренная толпа в Бишкеке громила магазины, российский и армянский президенты слушали джаз в знаменитом ереванском кафе «Поплавок». Джазовое мероприятие в программе российского лидера не значилось, но здесь никто не сомневался, что Роберт Кочарян обязательно пригласит своего гостя послушать джаз и попить армянского красного вина. То ли местные импровизации так расслабляюще подействовали, то ли Путин и без того понял, что тянуть дальше некуда, но именно в Ереване президент озвучил новую концепцию политики Кремля на постсоветском пространстве.

Все последнее время в Москве решали, как нам дальше взаимодействовать с разбредающимися в разные стороны странами СНГ. Армения, кстати, осталась практически единственной полностью лояльной России. Может быть, очень символично, что именно в Ереване, где действительно искренне любят русских, Путин впервые дал понять бывшим советским республикам: СНГ свою миссию выполнило, желающие могут быть свободны. Знаковые заявления президент сделал всего за полтора месяца до неформального саммита СНГ в Москве, приуроченного ко Дню Победы.

Отношение Кремля к событиям в Киргизии стали лишь штрихом к фактически заново написанной в Москве картине постсоветского мира. Еще до совместной пресс-конференции было понятно, какое решение относительно киргизского президента принято в Кремле. «За последнее время мы много раз говорили Акаеву, что нельзя превращать власть в семейный бизнес», – говорил мне высокопоставленный сотрудник президентской администрации. И когда мой коллега из Интерфакса попросил двух лидеров прокомментировать события в Киргизии, никаких двусмысленностей в ответе главы России не было. Москва сразу отказалась от Акаева. «Роберт Седракович, вы отвечаете?» – скорее из вежливости обратился Путин к главе Армении. «У вас больше информации по Киргизии. У нас там посольства нет», – пошутил Кочарян, понимая, к кому на самом деле адресован этот вопрос. «Развитие ситуации в Киргизии не стало для нас чем-то неожиданным. Это результат и слабости власти, и накопившихся социально-экономических проблем в стране», – сказал Путин, а я вспомнила, как совсем недавно он вместе с Акаевым открывал здание новой библиотеки МГУ.

Похоже, из позорной украинской истории, когда Москва буквально за уши тащила к власти старую команду, были наконец-то извлечены уроки. Путин сразу дал понять: Москва рассчитывает на новую команду. «Эти люди нам хорошо известны, – отметил российский президент. – Работая в органах власти и управления Кыргызстана в течение ряда лет в прошлом, они всячески способствовали развитию отношений между Киргизией и Россией». Еще три месяца назад, когда украинский майдан праздновал победу Виктора Ющенко, о таком пассаже Путина в адрес новой команды, сменившей лояльный Кремлю режим, невозможно было и представить. Признав победу оппозиции, словно из чувства жалости к проигравшему, Путин произнес: «Что касается возможного приезда в Россию Аскара Акаевича Акаева, то, если он захочет приехать в Россию, мы не будем возражать». Кстати, и новая, и старая киргизская власть немедленно прореагировали на выступление президента: Бакиев позвонил Путину, а Акаев попросился в Москву.

Уже под занавес армянский журналист поинтересовался будущим СНГ в контексте произошедших «бархатных и не очень бархатных революций». «Если в Европе страны в рамках Евросоюза работали совместно для объединения, то СНГ создавалось для цивилизованного развода, – неожиданно заявил российский лидер. – Вот в чем разница, все остальное шелуха и болтовня». Любопытно, что всего восемь месяцев назад на расширенном заседании Совбеза российский президент совсем иначе представлял себе значение Содружества. «Мы находимся перед альтернативой. Либо мы добьемся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждет «размывание» этого геополитического пространства. Подобного поворота событий мы не должны с вами допустить», – говорил Путин 19 июля 2004 года. «Все разочарования – от избыточных ожиданий, – ответил самому себе российский президент на пресс-конференции в Ереване. – И если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений, то их и не было, потому что и быть не могло». Теперь СНГ стало «клубом для взаимной информации и выяснения проблемных вопросов общего характера». «Глубокие интеграционные процессы», по мнению российского президента, теперь происходят в рамках других организаций – ЕврАзЭС и ЕЭП. А углублять и расширять интеграционные процессы помогает Кремлю российский бизнес, один из главных представителей которого, глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, входил в состав официальной делегации. Кстати, впервые за многие месяцы.

Погода в Армении соответствующим образом отреагировала на перемену векторов в российской внешней политике. Ереван встретил Путина мокрым снегом и пасмурным небом. «Похоже, мы не только экономический партнер России, но и климатический», – вздыхали местные жители. В день приезда Путина в Ереван облака скрывали главный символ Армении – Арарат. По этому поводу один из моих коллег вспомнил полулегендарную историю про русского царя, который так и не смог увидеть величественную гору. «Ты плохая гора, Арарат, – сказал, как гласит легенда, глава государства, – и теперь никогда больше не увидишь русского царя». Но Владимир Путин все-таки увидел Арарат, а Арарат – Путина: на второй день визита облака рассеялись и выглянуло солнышко. «Красиво!» – сказал российский лидер, выйдя из машины, когда его кортеж остановился на пути из Эчмиадзина, где он встречался с Католикосом Гарегином II.

И, наверное, можно было написать несколько пафосных слов об успехе очередного визита российского президента в Армению, если бы не главное мероприятие, ради которого Путин и прибыл в Ереван. А именно гала-концерт, посвященный открытию Года российской культуры в Армении. У меня почему-то твердое убеждение, что в нашей стране есть не только ансамбль танца Игоря Моисеева, Лев Лещенко и Александр Маршал с уже набившими оскомину концертными номерами, но и другие талантливые артисты. Но, очевидно, у устроителей «Года культуры России в Армении» свои представления о лучших достижениях отечественной культуры. Над Ереваном повсюду висят растяжки с рекламой концерта Филиппа Киркорова, прославившегося своими оскорблениями в адрес журналистки армянского происхождения Ирины Ароян, а также выступлениями с турецким флагом. Кстати, представители более 30 организаций Армении уже обратились с просьбой отменить его концерт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
776
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
813
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
358
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
513

Другие новости