На недавнем обсуждении Советом безопасности РФ проблемы миграции глава государства призвал обеспечить условия для притока к нам трудоспособных мигрантов на фоне убыли населения страны, обратив особое внимание на бюрократические препоны. Тревога президента понятна: развитие экономики уже тормозится нехваткой рабочих рук. Надежда – на их приток извне. Но при этом надо понимать, сколько их, каких и где нам надо. Без этого не только не решается сама эта проблема, но и рождаются другие, не менее болезненные.
Прежде всего – проблем именно на рынке трудовых ресурсов. Ведь пришлых рабоников все меньше там, где они нужны, и все больше, где их переизбыток. Все более пустеет Сибирь, и все больше чужаков оседают в мегаполисах европейской части страны и на ее благодатном юге. При этом наиболее энергичная часть их захватывает (не без помощи чиновников) наиболее прибыльные секторы местных экономик, а большинство их собратьев влачат чуть ли не рабское существование. Иммигрантов нужно направлять туда, где они востребованы, а не туда, где им хочется жить, – считает президент страны. Это, полагает он, будет прежде всего способствовать эффективной защите национального рынка труда. Ведь его несправедливый передел на местах еще и провоцирует там этническую неприязнь. Унижаются не только выдавливаемые с этого рынка аборигены, но и сами мигранты, за гроши вкалывающие на рыночных «королей» – и местных, и выбившихся в них соплеменных.
Мы не первые, кто сталкивается с проблемой приезжих, ищущих лучшей доли. Но все страны стараются контролировать потоки, держать их в разумных пределах. В США, например, Конгресс ежегодно решает, сколько человек и из какой страны будет принято. От иммигрантов также требуется соблюдение определенных правил. В Швеции, скажем, даже для получения самой примитивной работы они обязаны обучиться местному языку. Нельзя превращать страну в проходной двор для всех кого ни попадя – затопят. По признанию президента, у нас нынче порядка 4 млн. нелегальных иностранцев.
А ведь избежать нежелательных пришельцев, как показывает практика развитых стран, позволяет такой инструмент, как легализация экономических иммигрантов через их регистрацию по месту занятости, а не проживания. То есть при получении ими конкретной работы на основании соответствующей квоты. Причем квоты не на абы какую работу, а там и на ту, где дефицит на ее исполнителей. Так, немцы уже не кличут к себе полуграмотных чужаков, годных разве что на мытье машин своих бюргеров. Нет, преимущественно пускают к себе работников с квалификацией в тех профессиях, где самих немцев нехватка. У нас уже пропасть размером в поколение среди квалифицированных рабочих в реальном производстве. Те, которые еще работают, уже без пяти минут пенсионеры. А за ними – никого. Не хватает проходчиков и токарей, слесарей и монтажников. Да много кого не хватает. А иммигранты же все больше в дворники да в торговлю подаются. Куда столько? Поэтому рабочие квоты должны исходить из конкретной нужды конкретного региона в конкретных вакансиях на конкретных производствах. И государству выгода, и сами мигранты будут четко знать, на что им у нас надеяться.
Прежде всего надо стимулировать приезд из ближнего зарубежья соотечественников. Дело даже не в том, что в большинстве своем это образованные, грамотные специалисты. Главное – они нашего менталитета, нашей культуры, образа жизни. Их приезд не внесет смятения в наш привычный уклад, а самим переселенцам-соотечественникам будет нетрудно адаптироваться. В сущности, все, что им нужно, – добрая воля родины и ее минимальная социальная и экономическая поддержка на первых порах. Для этого каждому региону страны надо определиться: сколько людей он не только хотел бы, но и мог принять, обеспечить их работой и жильем. На основе такой информации государство установило бы квоту для каждого из регионов, подкрепленную, естественно, финансированием из федерального бюджета на обустройство переселенцев. Чтобы человек чувствовал, что желанен там, где его приняли.
Наличие четких прав иммигрантов решает и проблему их социальной адаптации. Без таких прав, а стало быть, и контроля над их соблюдением, большинство их живут у нас чуть не в подполье. Найти работу могут лишь на рабских условиях у жуликоватых «контор», «откатывающих» столь же мутным чиновникам. Не нашедшие же и такого идут в криминал. По статистике, все большее число преступлений в крупных городах у нас совершают неработающие иностранцы-нелегалы. Многие наши хронические бюрократические болезни бьют по мигрантам особенно остро, говорит президент страны, мы сталкиваем их в криминальную среду. И ведь зачастую приезжие превращаются в нелегалов всего лишь оттого, что не зарегистрировались в три дня. Вы стояли в очередь на такую регистрацию? Сведи ее срок к часам, и незаконными станут все мигранты. Зато каждый может купить «левый» квиток. Наши чиновники говорят о депортации, а не об амнистии. Но всех не депортируешь, – мошны не хватит. Почему не воспользоваться опытом стран, периодически легализирующих «незаконных» мигрантов, которые ничем другим не провинились перед законом?
Нельзя, чтобы иммигранты чувствовали себя у нас изгоями. Без них Россия просто не сможет дальше развиваться. Нас уже меньше 150 млн. и ежегодно становится меньше почти на миллион. Так что для нас нет альтернативы иммиграции. Зато есть выбор: будет она управляемой и легальной или неуправляемой и нелегальной, порождающей коррупцию и межэтническую неприязнь. Нам необходима ревизия нашего миграционного законодательства на предмет его соответствия неотъемлемым правам человека. Миграционная политика должна базироваться на принципах безусловного соблюдения этих прав, одним из которых является свобода передвижения. Будь это свой человек или пришлый. Вот грань, которую демократическое государство не вправе переступать.