0
1178
Газета Политика Интернет-версия

25.03.2005 00:00:00

Давайте забудем о ЮКОСе!

Тэги: путин, бизнесмены, переговоры, приватизация, амнистия


путин, бизнесмены, переговоры, приватизация, амнистия У Владимира Потанина, Олега Дерипаски и Владимира Евтушенкова приподнятое настроение было еще до начала встречи.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Очередная встреча Владимира Путина и 26 представителей бизнес-сообщества оказалась на редкость теплой. Государственные комментаторы наверняка скажут – прорывной. И это не будет таким уж большим лукавством. Президент не только объявил о грядущей приватизационной амнистии – каковым фактически является обещание сократить срок давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет. Сама атмосфера разговора заметно отличалась от встреч последних лет. Глава государства живо откликался практически на каждое предложение, уточнял, пытался войти в детали и немедленно давал поручение присутствовавшим тут же министрам Герману Грефу и Алексею Кудрину. Он явно старался убедить гостей: диалог бизнеса и власти можно и нужно налаживать, давайте забудем о «деле ЮКОСа» и начнем отношения с чистого листа. Гости улыбались и недоверчиво кивали.

«Рассадка изменилась», – предупредили кремлевские сотрудники, раздавая план круглого стола с фамилиями бизнесменов и чиновников. «Кого же не будет?» – поинтересовался корреспондент «НГ». «Фрадкова. Вместо него Жуков». Таким образом, статус встречи сразу был понижен. Потом другой сотрудник убрал со стола табличку с именем помощника президента Игоря Шувалова. Но добавились две новые фамилии: правительственную команду усилили Кудриным и Грефом. Когда все, не считая президента, главы его администрации Дмитрия Медведева и его зама Владислава Суркова, заняли свои места, выяснилось, что нет Анатолия Чубайса. «А Анатолий Борисович будет?» – поинтересовался автор этих строк у Аркадия Вольского.

«Что-то он задерживается», – с тревогой в голосе ответил руководитель РСПП. Тут кто-то полуобнял корреспондента «НГ» за плечи и деликатно, но решительно стал отодвигать с прохода. Я подумал, что это служба безопасности. Но, обернувшись, увидел, что надо мной возвышается сам глава РАО «ЕЭС». («Как живой!» – пронеслось в голове.)

Мероприятие началось на полчаса позже намеченного. Минут через двадцать напряжение выросло до предела и предприниматели начали нервно смеяться. Особенно веселились олигархи старой волны, посаженные вместе, на углу стола, подальше от президента, – Фридман, Потанин и Евтушенков. Кто-то из них высказал предположение, что президент, наверное, ожидает всех в другом зале, ему, наверное, не доложили, что встреча пройдет в гостевой пристройке к Большому Кремлевскому дворцу. «Представляете: там сидит один человек и ждет. И недоумевает: почему никак не идут?» Олигархи смеялись в голос. А на противоположном конце стола не теряли времени даром Кудрин и Миллер: они что-то чертили карандашами в блокноте, выхватывая его друг у друга. Издали могло показаться, что они играют в «быков и коров».

Прямо перед приходом президента журналистов отодвинули подальше от стола: предполагалось, что Путин обойдет стол по кругу и пожмет всем гостям руки. Но он сразу сел на свое место. И тут же выложил основные козыри. Рост ВВП замедлился, «бизнес и органы госуправления одинаково вяло проходят свою часть пути навстречу друг другу», «имеющаяся еще закулисная практика выдачи лицензий, необоснованные задержки с выставлением приватизируемых предприятий на торги сужают сферу приложения сил и капиталов российского предпринимательства». Нужны новые стимулы. И они будут даны. Правительство уже готовит законопроект о защите конкуренции. Будет улучшено налоговое администрирование.

«И последнее. – Путин сделал паузу, чтобы слушатели приготовились к сенсации. – В целях стабилизации отношений собственности и недопущения какого-либо возврата к теме ее передела считаю возможным поддержать предложение о сокращении срока давности по приватизационным сделкам с десяти до трех лет». Это будет относиться и к юридическим лицам, и к гражданам. И «это поможет бизнес-сообществу увереннее смотреть вперед», позволит предприятиям вкладывать средства в развитие, «внесет долгожданное успокоение в предпринимательскую среду по поводу гарантий прав собственности».

Непосредственной реакции на эти слова журналисты не услышали. Слово дали Алексею Мордашову, и он начал быстро и тихо излагать свои соображения по поводу антимонопольного регулирования. Микрофона у него не было, и до прессы долетали лишь отдельные слова – «опасность возможного административного вмешательства». Путина этот доклад не очень заинтересовал. Он лишь уточнил, обсуждается ли эта тема с «ведомством Артемьева» и, получив подтверждения, дал слово президенту ООО «Евразхолдинг» Александру Абрамову. Он и последующие докладчики говорили уже в микрофон.

Абрамов сетовал на то, что нашему бизнесу очень трудно инвестировать за рубеж, в том числе выходить на рынки СНГ – до сих пор существуют большие ограничения, в том числе со стороны Центробанка. Путин уточнил, имеется ли в виду участие во второй волне приватизации в республиках СНГ. «К Украине есть хищный интерес!» – воскликнул Абрамов. «Что конкретно нужно от правительства?» – строго спросил президент. Его собеседник стал ратовать за уведомительный порядок инвестирования, а не как сейчас, когда приходится получать лицензию от ЦБ. «И ждать по полгода», – с пониманием подхватил Путин. Тут слово взял Греф и, не скрывая возмущения, сообщил, что сейчас никакого разрешения не требуется. Коллегу поддержал и Кудрин: «С 18 июля прошлого года никаких разрешений не требуется!» Абрамов не сдавался: «А наш юрист говорит: прямого запрета нет, но лучше получить». – «А зачем? – не понял Путин. – Они будут кошмарить постоянно!» И пообещал: «Я переговорю с руководством ЦБ, уточню».

Абрамов попросил также четче сообщать об условиях приватизации стратегических предприятий – а то идут «разговоры, что дискриминируется иностранный капитал». «Спасибо, это справедливое замечание», – сказал Путин и передал слово Чубайсу, попросив его высказаться об антимонопольном регулировании: «Анатолий Борисович, вы ведь один из главных монополистов». Но Чубайс высказался в том духе, что у РАО «ЕЭС» и «Газпрома» эти вопросы и так достаточно хорошо отрегулированы. А вот то, что в нескольких регионах сразу по предварительной договоренности вдруг поднимается цена на бензин – это действительно проблема. Здесь нужно госрегулирование. «Но, с другой стороны, это все происходит не в безвоздушном пространстве», а на нашей российской почве, где чиновники новые полномочия могут воспринять как еще один инструмент давления на бизнес. Так что такой закон нужно тщательно прописывать. В том же духе высказался и Миллер – но он говорил совсем мало.

И тут слова попросил Александр Шохин. Кажется, он был первый, кто вызвался выступать сам, без подсказки президента. Его выступление было самым критичным (из публично прозвучавших). Он говорил о непоследовательности властей. Так, бизнес-сообщество в целом поддержало среднесрочную программу правительства. Но она в итоге «куда-то канула – то ли в ящик, то ли в Лету». В антимонопольной сфере прослеживаются двойные стандарты. Одни сделки, которые «с обывательской точки зрения» явно порождают монополизацию рынка (наверное, имелось в виду слияние «Газпрома» и «Роснефти») – разрешаются, а другие, которые никак не увеличивают монополизацию, – наоборот, запрещаются только потому, что в них участвует иностранный капитал. Говорят о сокращении госрегулирования – и одновременно о необходимости возрождения некоторых регулирующих органов, таких, как Хлебная инспекция.

По мнению Шохина, было бы лучше, если бы главным критерием эффективности действий государства стала капитализация фондового рынка. Тогда бы правоохранительные органы тщательнее согласовывали свои шаги.

Путин поинтересовался – стоит ли, по мнению Шохина, снижать ставку НДС. Тот честно ответил, что среди бизнеса есть разные точки зрения. Одни – за то, чтобы сперва наладить налоговое администрирование, а потом уже перейти к снижению налогов. Другие – особенно в регионах, не верят, что наладить удастся, а потому сразу просят снижать. Шохина беспокоит, что сроки налоговой реформы откладываются. До сих пор говорили, что первый (администрирование) пройдет в 2006 году, второй – снижение НДС – в 2008-м. А теперь все, похоже, откладывается еще на год. В результате подобных противоречивых сигналов происходит полная дезориентация бизнеса. В ответ Путин напомнил Шохину, что он был когда-то вице-премьером, поэтому не стоит все-таки выбивать почву из-под налоговиков, «совсем обесточивать налоговую службу».

Затем микрофон передали Евгению Примакову. Он перевел разговор на другую тему – зависимость нашей экономики от высоких цен на нефть. Тут прессу попросили на выход.

Список бизнесменов, участвовавших во встрече с президентом

Аркадий Вольский, президент РСПП;
Александр Абрамов, президент ООО «Евразхолдинг», член бюро правления РСПП;
Семен Вайншток, президент ОАО АКА «Транснефть», член правления РСПП;
Виктор Вексельберг, председатель совета директоров ОАО «Суал-Холдинг», исполнительный директор по развитию газовых проектов ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», член бюро правления РСПП;
Олег Дерипаска, генеральный директор ОАО «Русский алюминий», председатель совета директоров ООО «Компания «Базовый элемент», член бюро правления РСПП;
Владимир Евтушенков, президент ЗАО «Акционерная финансовая корпорация «Система», член бюро правления РСПП;
Олег Киселев, председатель совета директоров Инвестиционной группы «Ренессанс Капитал», член правления РСПП;
Алексей Миллер, председатель правления ОАО «Газпром», член бюро правления РСПП;
Алексей Мордашов, генеральный директор ЗАО «Северсталь-Групп», член бюро правления РСПП;
Владимир Потанин, президент ЗАО «Холдинговая компания «Интеррос», член бюро правления РСПП;
Борис Титов, председатель объединенного правления ОАО «Интерхимпром», председатель ООО «Деловая Россия», член бюро правления РСПП;
Николай Тонков, вице-президент – исполнительный секретарь РСПП, член Совета Федерации Федерального собрания России;
Борис Фомин, президент ОАО «Концерн «Ростекстиль», член правления РСПП;
Михаил Фридман, председатель совета директоров ОАО «Альфа-банк», член правления РСПП;
Евгений Примаков, президент ТПП России;
Ефим Басин, первый вице-президент ОАО «Корпорация «Трансстрой», председатель комитета ТПП России по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ;
Дмитрий Пумпянский, генеральный директор ЗАО «Трубная металлургическая компания», член ТПП России;
Сергей Борисов, президент ООО «Генова», президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»;
Сергей Генералов, президент группы «Промышленные инвесторы», сопредседатель ООО «Деловая Россия»;
Владимир Головнев, президент ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности «Восток-Сервис», член генерального совета ООО «Деловая Россия»;
Александр Кабанов, председатель совета директоров компании «МИР», вице-президент ООО «ОПОРА России»;
Виталий Коханенко, председатель совета директоров ОАО «Инвестиционно-консалтинговая группа «СТЕРХ», вице-президент ООО «ОПОРА России»;
Александр Мурычев, президент, председатель совета Ассоциации региональных банков России;
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков;
Анатолий Чубайс, председатель правления РАО «ЕЭС России»;
Александр Шохин, председатель наблюдательного совета инвестиционной группы «Ренессанс Капитал», председатель Координационного совета предпринимательских союзов России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2445
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1404
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
3826
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
4862

Другие новости