Основная контрреформа второго срока правления Владимира Путина – назначение губернаторов – в полном разгаре. Каждую неделю, как сводки с передовых строек пятилетки, идут вести о назначении очередного губернатора в том или ином российском регионе.
Как ни странно, но предсказания скептиков, что президент начнет менять старых губернаторов на своих, прежде всего питерских, пока не подтверждаются. Уже в такие «жирные куски», как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, богатые нефтью и газом, переназначили старых «хозяев» губерний, соответственно Филипенко и Неелова.
Но это далеко не все регионы-доноры. Еще остаются Москва и Петербург, алмазная Якутия, Свердловская, Пермская, Нижегородская, Самарская, Ленинградская и Московская области... Так что все еще впереди.
По данным социологических опросов, последствия отмены прямых губернаторских выборов наши граждане оценивают реалистично. 46% граждан не поддерживают отмену выборов губернаторов, а 42% – за назначение глав регионов (данные Аналитического центра Левады). Превалирует оценка, что новый порядок введения в должность приведет к снижению качественных характеристик губернаторского корпуса по таким параметрам, как личная честность, самостоятельность и понимание интересов избирателей.
Переход к назначению губернаторов ускорил еще один крайне опасный процесс. Речь идет о массовом вступлении губернаторов в правящую партию «Единая Россия». Если в 2003 году свыше 30 губернаторов возглавили на выборах в Государственную Думу региональные списки партии «Единая Россия», но ни в Госдуму, ни в партию власти массовым порядком не пошли, то сейчас наблюдается иная ситуация. На сегодняшний день более 50 губернаторов пополнили ряды этой партии, то есть уже более половины.
Губернаторы каких регионов больше всего любят правящую партию? Наше исследование показало, что в процентном отношении сегодня в ЕР больше всего вступило губернаторов автономных округов: Волков (Еврейская автономная область), Жамсуев (Агинский Бурятский АО), Бударгин (Таймырский), Филипенко (Ханты-Мансийский), Золотарев (Эвенкийский). Баринов, недавно избранный губернатором Ненецкого округа, вступил в ЕР до и для прохождения на пост губернатора. А Логинов (Корякский АО), хотя и вошел в ЕР (как мы отмечали выше), но это не спасло его от отстранения от должности.
Такая тяга автономий к партии власти объяснима маломощностью и уязвимостью автономных округов, их большой зависимостью от федерального Центра. Только три округа из 9 являются донорами, остальные живут за счет федеральных трансфертов. И только три «автономных губернатора» не связали свою судьбу с главной кремлевской партией. Это губернатор Чукотки, миллиардер Абрамович, глава газового Ямало-Ненецкого округа Неелов и вскоре уходящий с политической арены глава Коми-Пермяцкого АО Савельев.
Самый низкий процент «единороссов» среди президентов национальных республик. Из 21 лидера республик только 8 вступили в партию ЕР. На Северном Кавказе «Единая Россия» вообще не в почете, там только президент маленькой Адыгеи бизнесмен Совмен вошел в правящую партию. Остальные президенты Коков, Дзасохов, Магомедов, Алханов, Батдыев и даже бывший чекист Зязиков не пошли под команду Грызлова. Это объясняется как сложной ситуацией в регионе, так и тем, что большинство из вышеперечисленных президентов многие годы верой и правдой служили Коммунистической партии и на выборах она получала на юге России сильную поддержку.
Не пользуется популярностью партия власти в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь только президент Тывы Ооржак вступил в ЕР, остальные президенты – Лапшин, Штыров, Лебедь, Потапов – остаются в беспартийных.
В Поволжье соотношение партийных сил в президентском корпусе почти равное. И только на Северо-Западе и на Урале «единороссы» имеют подавляющее большинство в президентском корпусе. Здесь все руководители регионов: Катанандов, Торлопов, Волков и Рахимов – вступили в «правильную» партию. Но вот поможет ли она всем, особенно Рахимову в Башкортостане, большой вопрос.
Губернаторов-партийцев, не принадлежащих к «Единой России», чуть больше дюжины и в 5 раз меньше, чем губернаторов-«единороссов». До недавнего времени в России были и губернаторы-демократы. Это Прусак (Новгородская обл.), Кресс (Томская), Толоконский (Новосибирская), Бетин (Тамбовская), Титов (Самарская), Позгалев (Вологодская), Федоров (Республика Чувашия). На сегодняшний день из этого состава в ЕР не вступили только Федоров, Толоконский и Титов. Часть из бывших губернаторов-демократов, чтобы сохранить свое кресло, вышли из состава демократических партий и сегодня готовы помогать Кремлю в создании верхушечной либеральной партии, чтобы помешать снизу создать сильную Объединенную демократическую партию, оппозиционную нынешнему режиму.
Итак, никакой замены старого губернаторского корпуса на «новый, молодой, энергичный» не предвидится. Во-первых, потому, что в стране просто нет таких кадров. А во-вторых, потому, что для федерального Центра важнее личная преданность «хозяина» губернии, чем профессиональные качества. Приближается 2008 год – год президентских выборов. А коней, как известно, на переправе не меняют.
Введение президентом процедуры назначения губернаторов привело к их массовому вступлению в партию власти. Следовательно, кроме других отрицательных последствий назначение губернаторов несет колоссальную угрозу демократическому строю, плюрализму и многопартийности в нашей стране. Очевидно, что дальнейшая концентрация губернаторов в партии власти сделает бессмысленными любые выборы, ибо при нынешнем административном ресурсе и воссоздании номенклатурной системы выборы станут фарсом. Они уже сейчас приблизились к таковому.