В последнее время высшие должностные лица зачастили с программными заявлениями. Министр обороны Сергей Иванов выступает с пространными спичами в ходе зарубежных визитов или прямо перед отъездом. Генпрокурор Владимир Устинов делает концептуальные доклады на коллегии своего ведомства и на Охотном Ряду. А спикер нижней палаты Борис Грызлов избрал жанр публицистики: уже в трех газетах он выступил с полосными материалами о разных актуальных проблемах. При этом до конца неясно, на кого рассчитаны все эти выступления – на широкую публику или на тот узкий круг, где сейчас обсуждаются сценарии 2008 года.
Борис Грызлов теперь пишет статьи практически каждую неделю. 21 февраля в газете «Известия» появилась публикация с говорящим заголовком «Мы живем лучше, чем нам кажется». 11 марта уже в газете «Ведомости» спикер Госдумы опубликовал проблемный опус «Реформа ЖКХ: посмотрим правде в глаза». А 14 марта в издании «Газета» лидер «Единой России» затронул еще одну злободневную тему: «К лучшей медицине в мире». Пафос и стилистика этих публикаций таковы, что если Грызлов хотел переспорить оппонентов и порадовать сторонников, то первых он вряд ли убедил, а вторых – вряд ли удовлетворил.
Общий смысл выступлений заключается в следующем: мы живем лучше, чем нам кажется. Прямо по Станиславу Ежи Лецу: в действительности все иначе, чем на самом деле. Польский писатель шутил, председатель Госдумы говорит серьезно, да еще и разъясняет – не просто иначе, а намного лучше. Читатели как будто возвращаются в 197... год – определяющий год пятилетки. Вспоминаются статьи навстречу съезду, книга «Малая земля».
Здесь практически те же тексты. Борис Вячеславович и так не шоумен, не Якубович, не Жириновский. Но по телевидению – он все же живой человек, который говорит по крайней мере вменяемо. Здесь он (да если и не он, не имеет значения, визировал-то он) непригодным для чтения шершавым языком плаката излагает штампы.
Опубликованы добротные советские передовицы. С упоминанием классики (Максим Горький, конечно же!), советской трескотней из цифр и процентов: «В сегодняшней России на 1000 жителей (это, согласно статистике, 312 семей) приходится 170 легковых автомобилей – втрое больше, чем было в РСФСР в 1990 году». Странно, что сравнение произведено не с 1913 годом, отличие было б разительнее. «Если взглянуть на сделанное в стране за последние даже не пять лет, а за год-полтора, получится впечатляющий перечень. В разных концах России сдано в эксплуатацию несколько крупнейших стратегических мостов; с пуском 15-километрового Северо-Муйского тоннеля завершено строительство Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа...» О, господи, опять БАМ? И вообще... Вчитайтесь: «Если взглянуть на сделанное... получится впечатляющий перечень». То есть не ДЕЛА, а СПИСОК. Бюрократический язык порою сам проговаривается: «Мы обязаны продолжать поиск механизмов доведения минимальной заработной платы до прожиточного минимума». Обязаны – не значит, что будем искать. Будем искать – не значит, что найдем. А даже если найдем – никто не обещал, что они будут работать. Зря ругают застой: да, была вот такая советская муть, зато... Зато по телевизору рекламы не было!
Еще одна забавная, чисто советская деталь: в целом все хорошо, но есть отдельные недостатки на местах. Четко следуя партийной стилистике, Грызлов в первой статье все хвалит, а в двух следующих – отчасти даже немного и критикует. Ибо они уже посвящены ОТРАСЛЯМ. Схема такова. Сдержанная критика, потом лозунги о том, как надо, и апофеоз: жить станет лучше, даже если вам будет казаться, что хуже. «Важно реформировать отрасль так, чтобы люди почувствовали реальное улучшение». Что вспоминается? Правильно, «экономика должна быть экономной». Обе статьи почти одинаковы. Одно отличие: в работе спикера о медицине есть честная отсылка к советскому прошлому. Впечатляет высказывание: «Медицинское страхование в полном смысле слова фактически отсутствует». В одной фразе вся филология сразу: абсурд, оксюморон и тавтология. Или далее: «Нередко поступающие в медицину средства используются не по назначению, а порой и разворовываются». Хочется добавить: мало того, украденным не удается воспользоваться вследствие бесхозяйственности.
Чего ждать нам далее? Видимо, продолжения сериала. Про науку. (Вариант названия: «Лучшие умы не уезжают за границу, а работают здесь».) Про армию. («Боеспособность растет, дисциплина крепнет».) Про образование. («Дети – наше будущее, надо всемерно повышать заботу о подрастающем поколении».) Про культуру. («Россия не только самая читающая страна в мире, но и самая поющая, танцующая и рисующая».) Про спорт, конечно. («В здоровом теле – здоровый спортивный дух и поддержка здорового коллектива».)
Давно уже подобных форм просветительской работы наши государственные мужи не использовали. Последняя из запомнившихся публикаций такого жанра – статья премьер-министра Владимира Путина «Россия на рубеже тысячелетий», опубликованная в «НГ» 30 декабря 1999 года. Как все помнят, на следующий день Борис Ельцин сложил с себя полномочия и передал бразды правления автору данного программного труда. Не означает ли нынешняя публичная активность высших чиновников подготовки к новой операции «Преемник»? Во всяком случае, Грызлова и других его коллег трудно заподозрить в графомании, а для работы над партийным рейтингом есть куда более эффективные способы.