Вчера Владимир Лукин представил премьер-министру Михаилу Фрадкову доклад "О деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год". Между тем с этим документом складывается странная ситуация: он уже три месяца остается секретом для общественности, и все идет к тому, что граждане смогут ознакомиться с его текстом не раньше апреля. В офисе Владимира Лукина обещали, что доклад появится у них на сайте сразу после презентации на встрече с президентом – этого не произошло. Сотрудники правозащитного ведомства объясняют задержку техническими причинами, а в Думе говорят, что Лукин сам просил не торопиться с предоставлением ему слова.
Заметим: доклад является главным отчетом уполномоченного перед соотечественниками – так сказать, венцом его годовой деятельности. Традиционно он готовится к началу января, а через месяц представляется депутатам. Последний документ такого рода пришел в Государственную Думу еще от Олега Миронова, предшественника нынешнего омбудсмена, 10 февраля 2003 года. 450 экземпляров, по числу законодателей, поступили в ГД прямо в день его доклада. По заведенному порядку, еще раньше – в январе – Миронов отправил в Думу письмо с официальной просьбой о выступлении, с приложением двух экземпляров текста.
Эти сроки соблюдались на протяжении всего существования поста уполномоченного. После выступления омбудсмена в Думе документ получал широкое распространение и нередко становился событием в общественной жизни. Доклады самого первого уполномоченного, Сергея Ковалева, всегда оказывались сенсацией, да и предшественник Лукина, гораздо более лояльный власти, не мог скрыть печальной статистики нарушений. К примеру, в последнем его докладе был зафиксирован 10-кратный рост обращений в правозащитное ведомство за пять лет, при этом 75% граждан жаловались на «нарушение права на справедливое судебное разбирательство и права на равную защиту закона». Именно из мироновского доклада граждане тогда узнали, что по количеству убийств (221 на 100 тысяч населения) Россия уступает лишь Колумбии.
Собственно, и в этом году, как сообщил «НГ» советник уполномоченного по правам человека РФ Александр Пономарев, документ был подготовлен вовремя – 17 января появилось несколько сброшюрованных сорокастраничных экземпляров, сопровожденных обширным приложением. Однако на этот раз Лукин решил предварить обсуждение доклада в нижней палате его апробацией на встрече с президентом. Таким образом появилась первая задержка. Тогда же сотрудник пресс-службы правозащитного ведомства уверил корреспондента «НГ», поинтересовавшегося судьбой документа, что сразу после рандеву Путина и Лукина он появится на сайте уполномоченного. Встреча состоялась, однако и после нее текст не был обнародован – выяснилось, что произойдет это не раньше, чем его утвердит Госдума. После встречи в Кремле информагентства так и не процитировали ни одного факта из правозащитного спича Лукина.
Письмо в нижнюю палату с просьбой о выступлении Лукина перед депутатами было отправлено еще 17 января. Однако на этот раз вопреки многолетней традиции к посланию не был приложен текст доклада. Как сообщил «НГ» источник в ведомстве Лукина, сделано это было – якобы без ведома Лукина – по распоряжению заместителя управделами уполномоченного Георгия Кунадзе, переместившегося в это ведомство с поста замминистра иностранных дел около года назад. Таким странным образом, по словам источника, Кунадзе «старался оградить документ от цензуры думцев». Лишенное обычного приложения письмо якобы просто затерялось по дороге в законодательный и регламентный комитеты.
Журналисты активно интересовались причинами затянувшегося молчания главного правозащитника страны. Неоднократно обращалась в офис уполномоченного и «НГ», каждый раз получая в ответ уверения, что текст вот-вот появится на сайте правозащитного ведомства. Повышенный интерес прессы к исследованию омбудсмена, по словам Пономарева, побудил Лукина собрать сотрудников на совещание, где было решено ускорить процесс представления текста, для чего выслать-таки его в Думу и Совфед. Что произошло только 10 марта.
Комитет ГД по конституционному законодательству, рассмотревший в конце прошлой недели этот документ, приступил к подготовке бумаг, необходимых для его обсуждения на совете Думы 29 марта. Председатель комитета Владимир Плигин отмел «технические» причины задержки: «Сам Владимир Лукин не настаивал на немедленном выступлении. Мы готовы были поставить этот доклад и раньше, но депутат Михаил Емельянов сообщил, что после консультаций с Лукиным они определили для его доклада вторую декаду апреля».
Совет Государственной Думы, который состоится 29 марта, назначит дату выступления уполномоченного. Оно ограничится, по мнению Плигина, примерно одним часом: «20 минут займет сам доклад, а потом пройдет обычная думская процедура – вопросы. То есть на все будет отпущено час или полтора». Утверждение доклада в Совете Федерации состоится еще как минимум через несколько дней после думского обсуждения. Так что общественность сможет познакомиться с содержанием документа не раньше середины апреля – если он вообще появится на сайте омбудсмена. Остается только гадать о причинах засекречивания доклада. То ли обнародование такого документа признано сегодня политически несвоевременным, то ли над текстом все еще продолжается работа.