Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ
═
Покушение на Чубайса – это попытка удара по стране. Меня в этой ситуации более всего беспокоит, что подобного рода события чреваты началом неуправляемого и очень опасного развития событий. Это опасно, как возможная демонстрация того, что в России начинается политическая дестабилизация. Главные достижения последних десятилетий – макроэкономическая и политическая стабильность.
Если сейчас подорвать то и другое, принять дефицитный бюджет и начать такого рода вещи – это будет иметь очень тяжелые последствия.
═
Любовь Слиска, первый вице-спикер Госдумы
═
Слава богу, что все обошлось именно так. Независимо от личности, независимо от упреков в адрес кого бы то ни было за какую-то деятельность. Это человек, у которого есть семья, дети, близкие родственники. Поэтому я не хочу даже чисто теоретически что-то там представлять. Это может случиться с каждым из нас – сегодня или завтра. Поэтому к тому, что случилось с Анатолием Чубайсом, относиться надо сочувственно. Это очень тревожно, что у нас в стране такая ситуация, что могут происходить такие события.
═
Дмитрий Рогозин, лидер партии «Родина»
═
Для так называемого «правого движения» и либеральных ценностей Чубайс – это похоронных дел мастер Безенчук. Во многом из-за него слова «либерализм», «демократия» у избирателя в русской провинции вызывают приступы тошноты. Причем подобные реакции граждан сегодня выгодны партии власти, ибо такое уродливое понимание демократии развращает гражданское самосознание, обесценивает свободы и права личности и – оправдывает авторитаризм, авантюризм и невежество власти. В этом смысле для Кремля Чубайс незаменим. В отличие от РАО «ЕЭС», где грамотных и стратегически соображающих специалистов довольно.
═
Иван Мельников, первый зампред ЦК КПРФ
═
Думаю, ничего бы серьезно не изменилось. Разве что большинство граждан страны испытали бы определенные эмоции. Что касается правого фланга, то любая значимая фигура за долгое время обрастает не только деловыми связями, но и приобретает определенную репутацию, которая, как ни парадоксально, зачастую становится преградой для участия в новых проектах, несет груз уже сделанного. Так что, на мой взгляд, в этом случае партстроительство на правом фланге во многом упростилось бы. Что касается РАО «ЕЭС», то это государственная компания, и ее руководитель – лицо, вполне заменяемое. Но нужно понимать, что, наверное, произошло бы перераспределение каких-то неформальных финансовых рычагов. Но все равно воровать меньше не стали бы.
═
Борис Надеждин, член президиума федерального политсовета СПС
═
Рассуждения при живом Анатолии Борисовиче, что будет, когда он уйдет в мир иной, считаю абсолютно некорректными. Можно обсуждать, что будет, если Анатолий Борисович перестанет занимать свои нынешние посты. В правом движении очень много ярких лидеров. Проблема не в Чубайсе, он сейчас прямого управления нашей партией не осуществляет. Хотя по ключевым вопросам, конечно, его мнение очень важно, и мы с ним всегда советуемся. Тем не менее я вас уверяю, что и российская экономика, и либерально-демократическое движение в стране выживут и состоятся вне зависимости от того, кто из лидеров перестанет осуществлять свою работу.
═
Дмитрий Орешкин, директор группы «Меркатор»
═
В РАО «ЕЭС» Чубайс выстроил очень эффективную систему управления. Раз она очень эффективная, значит, как минимум в течение года-полутора будет работать с любым достаточно разумным квалифицированным человеком в качестве менеджера. Другое дело, что такой мастер стратегических решений, как Чубайс, – товар штучный, и уже через год-полтора стал бы ощущаться его недостаток. Про СПС: Чубайс – человек рациональный. И соответственно его амбиции не выражаются в публичном политиканстве. У него другие амбиции – скорее внутреннего плана. Поэтому как политический лидер, публичный лидер – он для СПС давно уже в значительной степени не игрок. Он скорее игрок закулисного плана. Как менеджер, организатор, вдохновитель, как, грубо говоря, финансист. И в этом смысле его там никто не заменит.