Ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая по всем статьям подходит на роль влиятельной общественницы.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчера Госдума одобрила в третьем чтении закон об Общественной палате. Таким образом, окончательно прояснились черты нового государственного органа, который вскоре будет создан в России. Пока политологи спорят, будет ли это чисто бюрократическая структура и на что она сможет влиять, в высоких кабинетах кипит работа: идет селекция ответственных людей в руководство палаты. Кастинг, как водится, проходит за плотно закрытыми дверями. Но источник «НГ» в президентской администрации сообщил один из принципов подбора главных общественников: костяк будут составлять доверенные лица Владимира Путина на президентских выборах.
═
Общественники получат часовой телеэфир и гербовую печать
═
Закон вступает в силу с 1 июля 2005 года, а это значит, что формирование нового органа начнется уже этим летом. И уже осенью Общественная палата (ОП) должна начать свою работу. В соответствии с законом ОП будет обеспечивать «взаимодействие граждан РФ» с органами госвласти федерального и регионального уровней, местными властями «в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан», а также «в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти». По словам спикера Думы Бориса Грызлова, «мы создаем дополнительную возможность для развития гражданского общества в нашей стране». Он отметил, что ОП – «это абсолютно общественная организация, которая тем не менее получает огромные права по экспертизе законов и контролю за деятельностью властей». Грызлов подчеркнул, что «граждане России могут только приветствовать появление такого закона», и обещал, что Государственная Дума будет внимательно относиться к предложениям Общественной палаты.
Глава думского комитета по делам общественных объединений Сергей Попов также отметил наличие у ОП «серьезного информационного ресурса», который позволит этому органу доводить свою точку зрения до общества. И действительно, в соответствии с законом каждую неделю государственные радио- и телевизионный каналы должны делать часовую программу по плану Общественной палаты, а у нее самой будет периодическое издание и сайт в интернете. Кроме того, тот же Попов особое внимание обратил на контрольную функцию ОП, заметив при этом, что «в нынешних условиях, когда нужен новый уровень народного контроля за принимаемыми решениями, Общественная палата сумеет этот процесс обеспечить». На Охотном Ряду, правда, были и не согласные с такими мнениями. Фракция КПРФ, к примеру, голосовала против закона об ОП, а депутат Николай Харитонов обрисовал перспективы этой структуры очень критично, заявив, что ничего путного получиться не может, когда «березу скрещивают с осиной».
Напомним, что в Общественной палате должно быть максимум 126 человек. Первых 42 отберет лично президент, после чего они определят, кто займет следующие 42 места. Второй поток будут составлять посланцы общественных организаций федерального, межрегионального и регионального уровней. Получившиеся же 84 человека уже будут отбирать последних 42 из того списка, который будет составлен на съездах и конференциях общественных организаций. Когда все члены ОП соберутся вместе, они изберут себе секретаря, Совет ОП, примут регламент и кодекс этики, после чего и смогут начать свою деятельность. Судя по тексту закона, это будет в основном экспертная работа, имеющая для органов власти исключительно рекомендательный характер. Политическим партиям вход в ОП заказан, а партийные люди будут обязаны приостанавливать свое членство.
Для обеспечения деятельности ОП создается специальный аппарат – государственное учреждение с гербовой печатью, – руководитель которого будет назначаться правительством по представлению Совета ОП. Последняя будет собираться на пленарные заседания не реже 2 раз в год, в остальное время будет работать тот же совет и комиссии. Члены ОП зарплаты получать не станут, но им будут возмещать все расходы, связанные с новой работой, выплачиваться соответствующие компенсации и командировочные.
═
Не «властители дум», а «свои люди»
═
Еще месяц назад источник «НГ» в президентской администрации сообщил, что костяк формирующейся палаты составят доверенные лица Владимира Путина на президентских выборах. В их числе упоминался врач, герой «Норд-Оста» Леонид Рошаль, ректор Санкт-Петербургского горного института Владимир Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая, ректор Московской государственной юридической академии Олег Кутафин. Заметим, что Рошаль и сам принимал активное участие в обсуждении идеологии нового госоргана. Как и руководитель Союза театральных деятелей Александр Калягин, которого тоже прочат на руководящую должность в Общественную палату. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов называл имена двух писателей, достойных заседать в новой структуре: Даниил Гранин и Александр Солженицын. А вот думское руководство от обсуждения конкретных имен уклоняется: чувствуется, что работа кадровиков еще в самом разгаре.
По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, непосредственно до назначения членов ОП дело вряд ли дойдет раньше лета. Пока в Кремле конкурируют несколько концепций кадрового отбора будущих представителей гражданского общества: делать ставку на хорошо известных (в том числе независимой позицией) людей – или на общественные организации, которые обладают «раскрученным брэндом»? Опираться на массовые, но не слишком известные организации – или те фигуры, которые уже доказали свою способность к конструктивному сотрудничеству с властью?
Политологи также затрудняются назвать имена конкретных людей, которые составят костяк Общественной палаты. Но все сходятся в том, что позиция Кремля станет определяющей при формировании состава новой организации. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в интервью «НГ» высказал мнение, что раз «в Кремле есть разные группы интересов», то в палате «будут разные люди». Но появления «властителей дум» в стенах нового консультативного органа никто не ждет. «Таковые у нас в обществе сейчас просто отсутствуют, – констатирует Алексей Макаркин. – Скорее всего это будут представители каких-то структур, имеющие собственные корпоративные интересы, наверное, они эти корпоративные интересы будут транслировать через Общественную палату».
К роли, которая отведена новому органу, эксперты также относятся весьма скептически. По их мнению, присутствие в составе палаты той или иной организации будет означать лишь то, что деятельность этой структуры одобрена существующей властью. «Как в советское время был знак качества, который давался государством тем или иным изделиям, так теперь это будет своего рода знак, который будет даваться тем или иным структурам, – считает Алексей Макаркин. – Он будет означать, что государство признает их респектабельными, уважаемыми и рекомендует это же делать своим представителям в регионах». По мнению политологов, единственное, чем будут заниматься члены нового органа, – это лоббирование собственных интересов.