Геннадий Зюганов готов отбить новую атаку соперников.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Итоги Х (летнего) съезда КПРФ вновь поставлены под вопрос. В начале марта в Минюст поступило сразу два письма-жалобы на Компартию. Депутаты ГД Александр Куваев и Елена Драпеко добиваются признания решений съезда юридически ничтожными, а депутат Антон Баков требует вынести КПРФ предупреждение. Как стало известно «НГ», в Минюсте пока не склонны применять санкции к КПРФ, но считают, что у этого дела могут быть судебные перспективы.
Лидеры ВКПБ неоднократно пытались добиться отмены результатов «исторического» съезда. На сей раз в письме министру юстиции Куваев упирает на то, что КПРФ документы о сделанных на съезде изменениях в уставе в положенный срок (до 3 января) не представила. Это нарушение Закона «О политических партиях», утверждает он, ссылаясь на слова замминистра юстиции Евгения Сидоренко. Еще в сентябре этот чиновник говорил, что пока материалы с коммунистического съезда им не поступили, «с юридической точки зрения десятого съезда просто не было». Как разъяснил «НГ» сам Сидоренко, который после реорганизации Минюста возглавил департамент по конституционному законодательству, это высказывание следует считать «юридически не совсем корректным». Действительно, изменения в уставе и программе партии подлежат регистрации, но сам по себе съезд с точки зрения закона является «внутренним делом» партии и не нуждается в подтверждении со стороны государственных органов регистрации. Он подчеркнул, что сейчас функции регистрации и контроля за партиями отошли в ведение соответствующей федеральной службы.
Пригодился «красным» оппозиционерам и ответ Минюста Бакову – на его жалобу, поданную осенью. «Было документально доказано несоответствие реальной численности КПРФ численности, положенной в основу избрания делегатов X съезда КПРФ», – напоминают Драпеко и Куваев. Также упоминаются официальные жалобы 20 секретарей региональных ячеек на попытки зюгановцев фальсифицировать протоколы конференций, избиравших делегатов. «Практически весь съезд проходил в темноте, и непонятно, как подсчитывались голоса участников», – иронизируют подписанты.
В другом письме Антон Баков требует вынести Компартии предупреждение и наложить штраф. Он настаивает на том, что в 2004 году в КПРФ сменились 30 первых секретарей региональных отделений (более трети ячеек), и в доказательство приводит подробную таблицу кадровых перестановок. Практически все они, жалуется Баков, не представили в уполномоченные органы требуемые документы, чем грубо нарушили федеральное законодательство.
В Федеральной службе регистрации, по сведениям «НГ», склонны квалифицировать возникшую коллизию как внутрипартийный (а точнее, уже межпартийный) конфликт, который может быть урегулирован в судебном порядке – по крайней мере в той части, которая касается претензий к легитимности съезда. То есть Зюганов, судя по всему, сохранит полномочия «лица, действующего от имени партии без доверенности». Действительно, по Закону «О политических партиях» регистрироваться должны лишь изменения, внесенные в программные документы. Что же касается таких вопросов, как избрание и переизбрание руководства, то здесь Минюст достаточно проинформировать.
По мнению главы юридической службы и секретаря ЦК КПРФ Вадима Соловьева, претензии экс-однопартийцев «просто смехотворны». Задержка с регистрацией устава, пояснил он, связана с необходимостью внести в него дополнительные изменения. К тому же уставные коррективы Х съезда не слишком существенны. «Придираясь к каким-то чисто формальным моментам, которых на самом деле нет, эти ребята способствуют общей линии, которую сейчас администрация и партия власти против Компартии проводят. Не берусь сказать – по собственной ли инициативе, но в целом они вполне созвучны с теми действиями, с помощью которых пытаются прекратить выступления против 122-го закона», – убежден Соловьев.
Секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов в разговоре с корреспондентом «НГ» назвал запрос бывших однопартийцев «несерьезным и несущественным». Он огорчен «нравственным обликом людей, которые еще пытаются называть себя коммунистами». «Был представительный съезд, порядка 85% избранных делегатов, – возмущается Куликов. – Я не понимаю, что они хотят, отменить Коммунистическую партию, захватить брэнд? Все было легитимным, документы все отдали в срок, и никаких претензий Минюст к нам не имеет». По его мнению, антизюгановская кампания вызвана «повышенной активностью Семигина по созданию его партии, ведь они входят в его группировку, и им надо как-то напомнить о себе».
«Идет обмен формальными, ничего не значащими мероприятиями. Я бы не стал придавать им значения», – говорит «НГ» главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. По его мнению, запрос Чайке – это «слабая попытка реванша, чтобы напомнить о своем существовании». «А ведь партии напоминают о своем существовании политическими победами, чего нет, кстати, ни в том, ни в другом стане», – ехидно замечает писатель.
Впрочем, по данным близкого к Кремлю источника, очередная инициатива ВКПБ не санкционирована администрацией президента и исходит непосредственно от руководства НПСР. По некоторым данным, у экс-руководителя орготдела КПРФ Потапова, ушедшего в ВКПБ, есть оригиналы протоколов региональных конференций, так что коммунистам будет проблематично доказать легитимность Х съезда в суде. В принципе это соответствует нынешней тактике властей по отношению к левому флангу: раздробленность левых сил должна стать для них непреодолимым барьером на пути в следующую Думу.