Администрация президента начала избавляться от губернаторов ельцинского призыва. Первой жертвой региональной реформы стал глава Саратовской области Дмитрий Аяцков. Он даже не был включен в список кандидатов на пост губернатора, направленный на рассмотрение в администрацию президента приволжским полпредом Сергеем Кириенко.
Окончательное решение не оставлять Дмитрия Аяцкова на посту губернатора Саратовской области администрацией президента было принято с заметным опозданием. Приволжский полпред Сергей Кириенко объявил об этом не за 90 дней до дня окончания полномочий, как предписывает указ президента, а лишь спустя месяц. До этого в СМИ появлялась информация о том, что Дмитрий Аяцков включен в список вместе с депутатом Госдумы Вячеславом Володиным.
По-видимому, федеральный Центр внимательно присматривался к реакции местной элиты. Когда стало ясно, что серьезного сопротивления назначенцу она не окажет, Владимир Путин внес кандидатуру директора Балаковской АЭС Павла Ипатова в областную Думу.
Уход Дмитрия Аяцкова с поста губернатора – знаковое событие. Видимо, оно означает, что большинство наиболее авторитетных руководителей субъектов Федерации, доставшихся Владимиру Путину от его предшественника Бориса Ельцина, будут в конечном итоге заменены на новых назначенцев.
Следующим губернатором, которому президент может отказать в доверии, похоже, станет самарский лидер Константин Титов. Как известно, в декабре против него и двух членов правительства области было возбуждено уголовное дело по обвинению в злоупотреблении служебным положением. Формально это может оказаться препятствием к включению его в список кандидатов на пост губернатора для рассмотрения в администрации президента. Аналогичная ситуация складывается с губернатором Ярославской области Анатолием Лисицыным, который обвиняется по той же статье УК.
Таким образом, возбуждение уголовных дел против губернаторов может стать для федерального Центра одним из рычагов, с помощью которых неугодные ему руководители регионов будут отказываться от претензий на власть.
По мнению политолога Ольги Крыштановской, высказанному в интервью «НГ» от 18 февраля с.г., «ельцинская элита уходит с политических должностей и заменяется путинской». Не случайно первыми главами регионов, которым оказал доверие президент, переназначив на должности, оказались приморский Сергей Дарькин и тюменский Сергей Собянин. То есть губернаторы «путинского» призыва.
Исключениями из этого правила стали пока назначения президентом России Владимиром Путиным губернаторов Амурской области Леонида Короткова, Еврейского автономного округа Николая Волкова и Владимирской области Николая Виноградова. Эти губернаторы получили добро на новый срок от Владимира Путина только потому, что не выделялись из губернаторской когорты, никогда не высказывали собственной точки зрения на отношения с федеральным Центром, в отличие, например, от Константина Титова или Дмитрия Аякова и даже Анатолия Лисицына. Похоже, центральную власть устраивают именно такие удобные руководители, готовые служить прежде всего Москве, а не интересам собственной территории.
Наиболее болезненные кадровые решения, которые предстоит принять администрации президента, связаны с заменой действующих глав национальных республик и регионов-доноров, расположенных в Приволжском, Южном и Центральном федеральных округах.
Недавние события в Татарстане свидетельствуют, что национальная элита этой республики настороженно относится к возможности замены нынешнего руководителя на ставленника администрации президента.
В частности, на заседании Госсовета Татарии руководитель фракции «Татарстан – Новый век» Марат Галеев заявил: «Несмотря на всю драконовскую конструкцию, когда извне субъекта рекомендуется одна кандидатура для наделения ее полномочиями, у парламента остается инструмент противодействия этому – голосовать против первый, второй, третий раз. И ценой самороспуска парламента противостоять. Будет потом нынешний состав парламента переизбран народом или нет – и станет проверкой правильности нашего курса. Фигура, которая не будет устраивать граждан республики, не пройдет». Примечательно, что подобные настроения в татарском парламенте проявились сразу после того, как депутаты узнали о том, что кандидатура саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова не внесена в список приволжского полпреда президента. Кроме того, поводом для выступления могла послужить просочившаяся в СМИ информация, что Кремль готовит замену Минтимеру Шаймиеву в лице нынешнего министра МВД Рашида Нургалиева.
Глава Башкирии Муртаза Рахимов, похоже, решил нанести упреждающий удар федеральному Центру с помощью массовых выступлений против монетизации, которые правительство республики спровоцировало своим решением о мизерной компенсации льготникам. Даже начавшиеся затем митинги с требованием отставки Муртазы Рахимова объективно играют ему на руку. Они должны продемонстрировать федеральному Центру, что только нынешнему лидеру республики по силам остановить волнения в Башкирии, где ярко выражены сепаратистские настроения.
С не меньшими трудностями федеральному Центру придется столкнуться с назначением руководителей национальных республик Северного Кавказа. Как заявил на днях полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, этот вопрос будет решаться с конца 2005 года.
Наиболее взрывоопасными республиками, где федеральному Центру придется менять руководителей, остаются Дагестан, Северная Осетия и Карачаево-Черкесия. Очевидно, что федеральный Центр не пойдет на поводу у жителей Беслана, требующих отставки североосетинского лидера Александра Дзасохова или противников президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева. Однако и нынешняя взрывоопасная ситуация в этих регионах его не устраивает.
Между тем за каждым из президентов этих национальных республик стоят влиятельные, далеко не бедные национальные кланы, поэтому отстранение их от власти может привести к дестабилизации на и без того неспокойном Северном Кавказе.
Трудности, с которыми уже столкнулся федеральный Центр при отмене всеобщих губернаторских выборов, заставляют его вносить коррективы в первоначальный сценарий. Во-первых, в регионах нарастает сопротивление реформам. Во-вторых, у администрации президента ни в Москве, ни на местах нет достаточного количества подходящих кадров. Тем не менее федеральная власть вряд ли откажется от своих планов, чего бы то это ей ни стоило.