Последние визиты столичного мэра Юрия Лужкова в Кремль все же увенчались успехом. Вчера президент откликнулся на предложения Москвы о пересмотре условий разделения полномочий между Центром и регионами и приостановке социальных реформ. Владимир Путин поручил секретарю Госсовета Александру Абрамову создать рабочую группу Госсовета по разрешению вопросов реализации 122-го закона. Ожидается, что ее возглавит один из региональных руководителей, член президиума Госсовета. Радостную весть о формировании новой комиссии первым сообщил сам Юрий Лужков на заседании московского правительства.
За последние десять дней столичный градоначальник как минимум дважды был принят у президента. На прошлой неделе он лично доставил Путину письмо с резкой критикой социальных реформ. В послании говорилось о том, что закон о льготных выплатах нуждается в доработке «с обязательным привлечением регионов» для «предупреждения социальной напряженности». Мэр сетовал, что «суть проводимой реформы свелась к перераспределению полномочий в пользу федерального Центра», а «конституционно-правовые методы регулирования были заменены бюджетно-правовыми». Чтобы не усугублять социальный кризис, считает Лужков, необходимо приостановить все социальные реформы (образования, здравоохранения и ЖКХ), вернуть территориям утраченные полномочия и скорректировать административную реформу. В разговоре с корреспондентом «НГ» спикер московского парламента Владимир Платонов перечислил ряд конкретных позиций, которые вызывают неприятие у столичного руководства: «Там огромнейший перечень: у нас отобрали возможность контроля за алкогольной продукцией, по вопросам лесного хозяйства, водных ресурсов, образования, экологии».
На прошлой неделе президент поручил ключевым министрам рассмотреть московские инициативы. И уже в понедельник на кремлевском совещании Лужкову предоставили возможность высказать кабинету Фрадкова все претензии в лицо. И хотя министры вроде бы разъяснили столичному начальнику, что его идеи неверны и к тому же неактуальны, потому что у Зурабова и Кудрина все под контролем, оказалось, что последнее слово все равно осталось за Лужковым. Оправдания реформаторов произвели на Владимира Путина гораздо меньшее впечатление, чем яркая речь московского мэра. «Путин очень серьезно отнесся к письму», – прокомментировал Лужков последнюю встречу с президентом.
«К этому нельзя не прислушиваться, – констатирует Платонов. – Мы ничего не предлагаем нереального, мы просто говорим, что во всех этих реформах нужно быть предельно осторожными». В данном случае речь идет не просто о столичной позиции – Москва озвучила мнение значительной части региональной элиты, утверждает спикер Мосгордумы: «Продолжается та работа, которую мэр всегда осуществлял, говоря, что самостоятельность субъектов в определенных вопросах – это сила государства».
Спор Москвы с федеральным правительством становится фактически перманентным. Еще в конце прошлого года на заседании глав регионов ЦФО Лужков говорил об «абсолютно негодной» экономической политике и продавливании «антиконституционных» законов, которые «грубо вторгаются в права субъектов Федерации». В феврале московский мэр заявил о намерении обжаловать в Конституционном суде вторую часть 122-го закона, в частности передачу государству функций трудоустройства граждан и прав регистрации собственности.
О судебных тяжбах подумывает и Мосгордума. «У меня специалисты тоже работают по тем законам, которые появились в последнее время, смотрят, есть ли предмет обжалования в Конституционном суде, – говорит Платонов. – Например, граждане просят обратить внимание, что изменилось пенсионное законодательство, кодекс законов о труде. А Конституция говорит, что новые законы не могут отменять права граждан». Обращение в ведомство Зорькина, убежден спикер МГД, – «это не война, а спор сторон, один из способов улучшить действующее законодательство». «Не надо преподносить это как военные действия между Москвой и федеральным Центром, это нормальное строительство правового государства», – заключает спикер.
Так или иначе, глава государства встал на сторону Москвы и тем самым дал понять, что Лужков по-прежнему влиятельная фигура и ссориться с ним невыгодно. У федерального Центра и так слишком много проблем – и внешних, и внутренних. На фоне положения на Северном Кавказе, тяжелой ситуации в армии и шквальных уличных протестов льготников игнорирование мнения Москвы чревато переходом Лужкова в предвыборную оппозицию, как уже произошло в конце ельцинского правления. А новая фронда Кремлю совсем ни к чему. В то же время Госсовет – известный орган для «спуска пара», своеобразное болото, которое хоронит все самые радикальные инициативы. С другой стороны, общество вновь привыкает к мысли, что центральную власть можно последовательно и открыто критиковать.