Геннадий Гудков, член комитета по безопасности ГД, фракция «Единая Россия»
Отношения России и США сейчас, безусловно, осложнились – даже несмотря на то, что в ходе избирательной кампании симпатии нашего президента, безусловно, были на стороне Буша. Думаю, что теперь Штаты будут проводить в отношении России более прагматичную политику. Подтверждением чему может служить тот факт, что Америка активно вмешалась в события на Украине, то есть наглядно показала: как говорится, дружба дружбой, а денежки – врозь. В то же время и «теплая дружба» между нашими странами – иллюзия. Между влиятельными силами в обеих странах случалось некоторое потепление отношений, но соперничество и конкуренция между ними не прекращались. Теперь отношения между властными группировками несколько поменялись, так что оба лидера начали проводить линию на определенное ужесточение. А разговоры о демократии останутся одним из инструментов давления на нашу страну. Для Буша это, кстати, один из способов продемонстрировать сближение США и Европы. Что же касается России, то мы сами даем поводы для критики из-за рубежа. Я имею в виду те несколько неудачных внутриполитических решений, которые были поддержаны и проведены высшей бюрократией, хотя многие и предупреждали об их недостатках и предлагали способы их устранить.
Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии
На мой взгляд, режим Владимира Путина полностью устраивает Вашингтон. И риторика здесь не должна подменять суть дела. Что бы ни говорил Путин, все, что он делал на протяжении последних 5 лет, стратегически абсолютно устраивало Америку. И Америка это прекрасно понимает. Именно Путин закрыл российские военные базы во Вьетнаме и на Кубе, именно Путин продолжил демонтаж армии и военно-промышленного комплекса России, именно Путин фактически взял курс на создание государства-нации на альтернативной доктрине империи и тем самым исключил российскую экспансию за пределы фактических границ России, именно Путин снизил планку притязаний России на контроль на постсоветском пространстве. Поэтому независимо ни от какой риторики, ни от каких пиар-ходов, которые Путин всегда ставит выше реальной политики, для Вашингтона Путин очень важен как президент России. Вашингтонские аналитики в отличие от российских либералов прекрасно понимают, что на смену Путину придет политик не проамериканский, а гораздо более антиамериканский, чем Путин, политик типа Дмитрия Рогозина, например. Поэтому я считаю, что нынешняя американская администрация, как, впрочем, и следующая, будет делать все возможное для стабилизации режима Путина. Да, они будут поддавливать на Москву в каких-то конкретных тактических ситуациях, когда им это выгодно. Но стратегически в ситуации любой дестабилизации социально-политической обстановки в России Вашингтон будет на стороне нынешнего хозяина Кремля.
Дмитрий Рогозин, лидер фракции «Родина»
Запад и так осуществляет планомерный нажим на Москву. Однако подобные попытки стали уже привычными, и пессимистические прогнозы не оправдались. Барабанный бой, устроенный в мировой печати в канун встречи в Братиславе, закончился, так и не дождавшись скандальных новостей. Все, что говорилось в преддверии саммита, – о ЮКОСе или об угрозах демократии в России, с одной стороны, или провалах американской политики в Ираке – с другой, – это предназначалось для внутреннего потребления с простой целью – придать переговорам драматизма и остроты. Это обычная практика, рассчитанная на повышение рейтинга доверия к лидерам в своих странах. Резкие повороты в наших взаимоотношениях вероятны только как сопровождение других, более значительных событий, которые потребуют нового качества партнерства. Пока мир находится в ожидании таких событий, Вашингтон вполне устраивает соглашательство российской стороны по вопросам иракского урегулирования, а Москву – неназойливый характер критики в свой адрес.
Рамазан Абдулатипов, член комитета СФ по международным делам
Заявление Буша – дежурное выступление любого президента США, которое всегда звучало и будет звучать. Поводом к нему послужила не ситуация в России, а американская национальная идея демократии и прав человека. Поэтому я не думаю, что это заявление будет иметь какие-то последствия для России. Таким образом Буш отчитывается перед гражданами своей страны и своими европейскими партнерами.
Иван Мельников, первый зампред ЦК КПРФ
Уверен, что дружбы никакой не было. И не могло быть. Пока у России такая большая территория, богатые запасы природных ресурсов и современные виды вооружений – мы для США являемся вечным и принципиальным стратегическим оппонентом. Другой вопрос, что с момента развала Советского Союза администрация США не афиширует это оппонирование, рассматривая руководство России по следующим критериям: способно ли оно проводить устраивающую Запад радикальную либеральную политику и одновременно держать страну под контролем или утрачивает эту способность и патриотические силы получают шанс прийти к власти. Думаю, не из-за очевидного ущемления демократии, а именно по этой причине призрак дружбы сменяется холодком. Последние шаги и реформы Кремля привели к расколу правящей элиты, к тому, что нынешняя власть стала очень быстро терять доверие граждан, разрушая нужную Западу «видимость» стабильности. Поэтому претензии Буша – это скорее некая экспертиза: устраивает его до сих пор Путин или пора уже искать более надежного ставленника для продолжения выгодного США разрушительного экономического курса.