Былой опыт китайских вождей оказался востребованным в XXI веке.
Коллаж Екатерины Саратовой
В минувшие выходные в принадлежащем Управлению делами президента подмосковном доме отдыха «Сенеж» состоялся первый съезд нового молодежного движения «Наши». Организация с эффектно-незатейливым названием должна прийти на смену известному пропрезидентскому проекту «Идущие вместе». Сами «идущие» от планов по смене брэнда пока открещиваются. Тем не менее лидер «ИВ» Василий Якеменко признал, что во многих регионах России проводятся дискуссионные клубы, которые обсуждают пути создания новой молодежной организации, «основанной на принципах демократии и патриотизма».
Когда о тщательно скрываемом от журналистов собрании «нашистов» стало известно широкой общественности, лидер «Идущих вместе» поспешил заявить, что в «Сенеже» идет конференция «Новая интеллектуальная Россия», а вовсе не съезд. «Здесь не проходит никакого учреждения организации «Наши». Я просто участник конференции», – объяснил Якеменко журналистам. Но пока, по словам Якеменко, «речи ни о чем конкретно не идет». Сообщения об учреждении «Наших» главный «идущий» расценивает не иначе как диверсию. «Эти сообщения и статьи с цитатами из моих выступлений вырваны из контекстов и зачастую подтасованы, они направлены на дискредитацию меня и самой возможности создания молодежного движения, основанного на демократии, патриотизме и идее модернизации страны», – уверен Якеменко.
Между тем, как рассказал «НГ» лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин, который под видом делегата проник на съезд юных апологетов существующего режима, слово «Наши» встречалось в «Сенеже» на каждом шагу. Оно значилось и в программе мероприятия, и в стенгазетах, которые рисовали поделенные на группы «нашисты», даже над сценой в конференц-зале висела собранная из красных, синих и белых шаров надпись «Наши».
Впервые об организации «Наши» заговорили полторы недели назад. По сообщениям ряда СМИ, впоследствии не опровергнутым кремлевской пресс-службой, в ходе своего визита в Питер замглавы президентской администрации Владислав Сурков встретился с несколькими десятками активистов, которым вскоре предстоит создать молодежную партийную структуру в крупнейших городах всех российских регионов. Известно, что каждый член нового движения будет работать в определенном секторе. Одним поручат отвечать за массовые акции, другим – за аналитическую работу, третьи «завербованы» в «силовую» группу. Съезд в «Сенеже» явился первым этапом строительства московской ячейки.
Как рассказал «НГ» Илья Яшин, в собрании «нашистов» принимали участие около 200 человек. Треть из них, по наблюдениям «яблочника», составляли активисты движения «Идущие вместе». Остальные, судя по всему, были собраны непосредственно под проект «Наши». Основная часть «нашистов» – это студенты вузов, на фоне которых особенно ярко выделялась группа из 30–40 человек. Это были крепкие коротко стриженные ребята в спортивных костюмах с рациями в руках. На съезде их называли «службой порядка».
Программа «дискуссионного клуба» также весьма примечательна. По доброй традиции «Идущих вместе» членам нового движения предлагали не только поработать, но и развлечься. Не поскупившиеся на двухдневную аренду семиэтажного корпуса «Сенежа» спонсоры «Наших» щедро оплатили им еще дискотеку с фуршетом и сеанс игры в пейнтбол. Впрочем, поработать «нашистам» также пришлось. Разделив делегатов на группы по 15 человек, организаторы мероприятия предложили собравшейся молодежи «выработать концепцию работы организации», а также сделать «презентацию города». В рамках последней, как следует из пояснения в программе, каждый участник должен был представиться, обозначить на карте Москвы флажком свое местоположение, определить направления работы, проекты и людей, которые будут их осуществлять. О том, что «Идущие вместе» играют не последнюю роль в запланированном действе, красноречиво говорил один из последних пунктов повестки: «Речь Василия» должна была длиться 1,5 часа.
К сожалению, подробно узнать, о чем вещал Василий Якеменко своим новым соратникам, не удалось. Единственная нить, связывающая «Наших» с внешним миром, оборвалась в тот момент, когда четверо парней из «службы порядка» вышвырнули за ворота дома отдыха лидера молодежного «Яблока». Объяснив, что «с пятой колонной можно только по понятиям разбираться», Илью Яшина окунули в сугроб и избили ногами. По мнению юного либерала, подобные методы борьбы с оппозицией станут доминирующими в политике нового движения. «У меня были опасения, которые в принципе подтверждаются, что под лейблом «Наши» будут создаваться штурмовые отряды. И они уже начинают отрабатывать технологию прямого силового давления на оппозицию. Ключ к этому проекту, как мне кажется, лежит в том, чтобы сделать таким образом, чтобы оппозиция боялась выходить на митинги. Они будут всех бить для того, чтобы люди боялись выходить на митинги», – поделился с «НГ» своими мыслями Илья Яшин. Также он не исключает, что именно активисты «силовой группы» официально еще не рожденной организации «Наши» ответственны за штурм штаб-квартиры лимоновцев и избиение в метро участников митинга левых на Калужской площади.
Эксперт по молодежным движениям, содиректор Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александр Тарасов не исключил, что «Наши» могут раскрутиться «за счет повышенного радикализма и попытки обкатать на себе новую идеологию, которую власть пытается выработать после Беслана». В разговоре с корреспондентом «НГ» политолог предположил, что «они постараются более четко разыграть эту карту – правую, имперскую идеологию, основанную на поиске внешнего врага». Из слов Тарасова следует, что будущее «Наших» видно по первым шагам: «Если их предшественники печально прославились контактами со скинхедами, которых они пытались использовать в качестве кулачной силы, то здесь они бьют сами». Выбранное новым движением название «имеет историческую отсылку к имперско-патриотическому движению Невзорова «Наши», – уверен политолог. – Уже видно, что это следующий шаг в сторону таких классических образцов, как ранние молодежные организации в историческом раннем фашизме». Он сравнивает «нашистов» с отрядами «Ардити» – движением фронтовиков при Муссолини, молодыми «фалангистами» франкистской Испании и молодежными союзами при военных диктатурах Южной Кореи. Аналогий с хунвейбинами (см. справку) Тарасов пока не проводит, поскольку они создавались под конкретную задачу – бороться с противниками Мао Цзэдуна внутри китайской Компартии. «Им надо было сделать так, чтобы у Мао в принципе не было никаких соперников ни по какому пункту и чтобы не было никакой линии аппарата, которая могла бы ориентироваться не на Мао, а на кого-то другого», – поясняет он.
═
Из досье «НГ»
«Красная гвардия председателя Мао» – так называли себя школьники и студенты, принявшие активное участие в начавшейся в 1965 году «культурной революции» в Китае. Перевод термина (хунвейбин – «красногвардеец») позволяет понять, на каких примерах воспитывалась тогда китайская молодежь. Мао Цзэдун и его сторонники призвали молодежь бороться с «людьми, находящимися у власти и идущими по капиталистическому пути». Таковых оказалось много: от соперников председателя в высшем руководстве Компартии Китая до широких кругов руководителей и профессуры вузов и школьных учителей. Формой борьбы стали массовые «митинги критики», на которых хунвейбины издевались над своими жертвами, избивали их. Отряды хунвейбинов действовали практически во всех государственных учреждениях, научных и учебных организациях. Хунвейбины выполнили возложенную на них миссию и были распущены в 1969 году. Позднее, после смерти Мао Цзэдуна и устранения от власти группировки сторонников его жены Цзян Цин, многие главари группировок хунвейбинов были преданы суду за совершенные ими преступления. Молодежь, участвовавшую в этом движении и в результате недоучившуюся, ныне в Китае называют «потерянным поколением».