В кабинете Путина лидеры парламентских фракций чувствовали себя как на ответственном экзамене.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Лидеры четырех думских фракций – Борис Грызлов («Единая Россия»), Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Дмитрий Рогозин («Родина») явились вчера в Представительский кабинет президента.
Глава государства был настроен очень миролюбиво. Он не стал прилюдно ругать депутатов, а те, выйдя после встречи к журналистам, ответили президенту взаимностью. Позицию Думы, принявшей печально известный 122-й закон, Владимир Путин назвал логичной. Соответственно действия десятков тысяч граждан, митинговавших против отмены льгот, признаны лишенными всякой логики.
Перед встречей Рогозин нервно постукивал по ручке кресла. У лидера «Родины» были основания для беспокойства. В проекте президентского выступления содержалась резкая критика антисемитского письма, под которым подписались несколько членов рогозинской фракции. Письмо в проекте называлось «грубой провокацией, замешенной на антисемитизме и направленной против России и против авторитета российской власти». Но глава государства не стал устраивать публичную выволочку еще не окрепшему после добровольной диеты Рогозину. Более того, после встречи все до единого участника проявили редкую солидарность, изо всех сил отрицая, что эта тема вообще затрагивалась на встрече с главой государства. Правда, при этом почему-то старались отвести глаза от камер.
Как планировали спичрайтеры, президент должен был сказать несколько нелестных слов в адрес федеральной и региональной власти, не обеспечивших должного исполнения закона о монетизации льгот. Но публично Путин лишь отметил, что издержек, с которыми столкнулись люди при реализации этого закона, можно было избежать. Деятельность же Госдумы глава государства вообще одобрил: «Когда мы говорим о социальной сфере, то прежде всего у всех на устах 122-й закон. Думаю, что логика, которой руководствовались депутаты Госдумы, принимая решение по этому закону, обоснована».
Теплые слова президента в адрес Думы на фоне резкого падения ее популярности (напомним, по данным ФОМа, ее действия одобряют лишь 3% граждан) весьма симптоматичны. За депутатами признается исключительная правота на том основании, что именно эти люди получили право заседать на Охотном Ряду. По той же причине априори вне президентской критики находится и правительство. Да и критика его со стороны партии власти, как свидетельствует интервью Олега Морозова (см. Ультиматум Фрадкову оказался фиктивным), оказалась чистой имитацией. Вчерашняя встреча подтвердила курс на сакрализацию основных институтов власти – уже без оглядки на реакцию общества.
Выйдя к журналистам, лидеры фракций не только соблюли нормы политкорректности, но и практически ничего не сообщили по существу о содержании диалога с главой государства. Грызлов вообще ограничился общими фразами. Зюганов рассказал только о своем выступлении. Он «подробно проинформировал» Путина о массовых акциях протеста в минувшие выходные, в которых, по данным КПРФ, приняли участие 845 тыс. человек. Он также вручил главе государства письменно оформленные мнения граждан России, касающиеся льгот и Жилищного кодекса. Не обошел вниманием лидер коммунистов и деятельность правительства, которое «поставило страну в дурацкое положение». По словам Зюганова, нынешнее правительство «ни через неделю, ни через два месяца» не способно будет проводить намеченные реформы, у него для этого «нет ни сил, ни денег». «Ну и что, президент согласился с вашей точкой зрения о том, что правительство не способно проводить реформы?» – поинтересовалась корреспондент «НГ». «Он с этим не согласился», – поспешил заверить меня Жириновский. «Но задумался», – обнадежил Зюганов.
Сообщение лидера КПРФ об организованных коммунистами акциях протеста, похоже, вызвало у главного либерального демократа страны приступ ревности, и он даже проговорился о затронутой на встрече теме. Когда Жириновский взял слово, он не без удовольствия сообщил, что на встрече с президентом поднял вопрос о борьбе с левым экстремизмом. По словам лидера ЛДПР, на встрече договорились, что у нас «исключаются майданы и «бархатные революции». Оскорбление в левом экстремизме задело Зюганова за живое. Он вспомнил про правый экстремизм, который «взял человека за горло». Дальнейший диалог между главным коммунистом и главным либералом страны уже ушел далеко в сторону от события, ради которого они были вызваны в главный кабинет страны.
Поняв полную бесперспективность дальнейших расспросов о сути происходившего в течение полутора часов в Представительском кабинете Кремля, корреспондент «НГ» поинтересовалась мнением лидера «Родины» относительно назначения Бориса Немцова советником Ющенко. Рогозин, до этого ограничивающий ответы на вопросы журналистов до политкорректных реплик, с радостью взялся критиковать бывшего коллегу по парламенту. «Господин Немцов оказался в «оранжевой стае» – ему честнее сложить российское гражданство и взять украинское», – воодушевился лидер «Родины». – Уже в качестве гражданина Украины Немцов мог бы подсказывать президенту Украины, как в богатой стране разорить население. Я думаю, он справится с этой задачей».
Любопытно, что, вернувшись из Кремля в родные стены, Рогозин проявил большую открытость и даже рассказал о некоторых моментах этой встречи, где, разумеется, в невыгодном свете представал оппонент лидера «Родины» Борис Грызлов. Рогозин сообщил, что он и Зюганов жестко спорили с Грызловым и Жириновским, которые негативно отзывались об акциях протеста против закона о монетизации льгот, а также частично и с Путиным. В ответ на обвинения в организации акций протеста лидер «Родины» ответил, что оппозиция уходит из парламента на улицу тогда, когда в парламенте с ней не считаются. По словам Рогозина, эти споры привели к тому, что президент сделал Грызлову замечание. Глава государства, по словам Рогозина, просил спикера Думы «такие проблемы все-таки решать в стенах Думы, чтобы они не становились предметом такой жесткой дискуссии в присутствии президента».