Ситуация с правами человека в Ираке шокирует Владимира Лукина.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Верховный комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур пожертвовала своим днем рождения ради встречи с президентом России. «Приятно, что свой день рождения вы отмечаете в рабочем режиме и в Москве», – сказал вчера своей гостье Владимир Путин и подарил букет цветов. Арбур в ответ призналась, что «не планировала посещать на свой день рождения Россию», но теперь считает, что «лучшего выбора нельзя было и сделать». Встреча была закрытой. Но, судя по отзывам ее участников, никаких острых тем, касающихся нарушений прав человека в России, не обсуждалось.
Российская сторона была представлена внушительными силами: кроме Путина во встрече принимали участие его помощник по международным вопросам Сергей Приходько, министр иностранных дел Сергей Лавров, а также два главных российских правозащитника – руководитель Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Их комментарии были довольно скупы, и они ограничивались лишь общими фразами. А Лукин, выйдя к журналистам после окончания переговоров, вообще предпочел говорить про нарушения, допущенные американцами в Ираке.
О других темах беседы с комиссаром ООН Лукин высказывался крайне неопределенно: беседа «была продуктивной, стороны попытались найти точки соприкосновения, и это им удалось». По словам Лукина, на этой встрече президент «затронул вопросы российского, государственного понимания прав человека». Чем это понимание отличается от общемирового, Лукин не пояснил, а лишь ограничился репликой: «Путин подчеркнул, что мы строим современное государство, и любая недооценка прав человека, строительство государства за счет человека – это не наша позиция».
Ненамного больше сообщила и другой участник этой встречи Элла Памфилова: «Там достаточно предметно и откровенно говорилось о системных вещах». Панфилова, впрочем, признала, что тема ЮКОСа не звучала, не поднимался и вопрос о ситуации в Благовещенске. «Понимаете, там были вопросы другого порядка, это не тот уровень», – заверила правозащитница. А вот об отечественном социальном кризисе, похоже, все-таки говорили: как сказала Памфилова, Арбур обратила внимание, что на первый план в странах развитой демократии выходит защита социальных и экономических прав граждан.
Как отметил омбудсмен, Путин по собственной инициативе рассказал верховному комиссару ООН о ситуации в Чечне. По словам Лукина, «президент сам говорил о многих болезненных для нас вопросах, без какого-либо упора со стороны верховного комиссара». «Мы в не меньшей степени, чем наши зарубежные партнеры, обеспокоены нарушениями прав человека в Чечне. Но не правы те, кто ставит знак равенства между террористами в Чечне и нашими военными», – пересказал уполномоченный позицию российской стороны. «Никоим образом не могут быть оправданы люди в погонах, которые нарушают права человека, а это происходит время от времени, – признал Лукин. – Мы исходим из того, что это наши граждане, которые живут в нашей стране, по нашим законам, и мы не можем им позволить эти законы нарушать». Реакция Арбур в пересказе Лукина была следующей: Верховный комиссар ООН сообщила, что ее интересует чеченская проблема, но она понимает, что Россия – это не только Чечня и ситуация с правами человека в России не ограничивается острой ситуацией в Чечне.
Вероятно, это заявление Арбур дало Лукину основания утверждать, что Верховный комиссар ООН «очень осторожно и взвешенно подходит к проблемам прав человека в России». «Госпожа Арбур, конечно, знает о тех претензиях, которые к нам предъявляли в этой сфере, в том числе ее предшественники», – оценил Лукин компетентность ооновской чиновницы. Но, как показалось российской делегации, «она хочет решать эти проблемы, а не танцевать на них».
Зато российские участники переговоров не забыли поднять тему о «двойных стандартах» в сфере соблюдения прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств. «Нам непонятно, как в некоторых европейских странах, например в Македонии, существуют одни подходы к правам человека, а в других странах, например Балтии, – совершенно другие подходы, и они как-то странно совмещаются», – повторил омбудсмен тезис президента, высказанный им во время декабрьской пресс-конференции.
С гораздо большим удовольствием российский омбудсмен говорил не об отечественных язвах, а о ситуации с правами человека в Ираке. Он выразил свою обеспокоенность тем, что в этой стране до сих пор не объявлены результаты выборов. «Такой длительный подсчет голосов не радует, он заставляет задуматься, – отметил Лукин. – Представьте себе, что было бы, если бы в России и соседних странах так долго не были подсчитаны результаты выборов, что бы нам сказали, и сказали справедливо». Лукин печально констатировал: «К сожалению, та сила, которая взялась решать иракскую проблему по своей инициативе, без согласия ООН, далека от решения проблемы прав человека в этой стране».
Одним словом, все неприятные вопросы представителей ООН о правах человека в нашей стране российские официальные правозащитники теперь парируют тезисами о нарушениях прав иракцев, афганцев и макендонцев. По известной советской формуле: «Зато у вас голодают безработные и обижают негров».